Найти тему
Книжная голова

Путешествие с Чарли в поисках Америки

📕 Часть 1. ФОРМАТ

Роман «Путешествие с Чарли в поисках Америки» представляет из себя своего рода дорожные Заметки из большой поездки Стейнбека по своей стране. Уникально в этих заметках то, что они не выглядят обособленными. По сути всё произведение состоит из небольших эпизодов, которые больше всего приметились автору, но Стейнбек совершает хитрый трюк. Вместо «точки» в конце очередной зарисовки он начинает общаться внутри своего передвижного дома с собакой. Так «переезд» к новому эпизоду ощущается бесшовным, что позволяет читателю воспринимать это произведение романом, а не чем-то ещё.

📗 Часть 2. СЮЖЕТ

Не могу утверждать сколько вымысла в этой книге, но воспринимается она автобиографичной. К тому же Стейнбек часто напоминает, что он любит факты больше вымысла. Ну вот с них и начнём.

В момент путешествия самому Стейнбеку уже порядка 60 лет, у него есть проблемы с сердцем (в книге это не называется прямо, но судя по всему речь идёт о перенесённом инфаркте). У него такой же старый пёс, тот самый Чарли, а ещё Стейнбек любит путешествовать. Вернее он называет это бродяжничеством, не смотря на то, что к моменту поездки уже довольно известный человек. Он много писал о своей стране и ее обитателях, прославился за работы во время Великой депрессии. И вот на старости лет он решил убедиться все ли он делал правильно, сколько правды было в его ранних произведениях.

Для этого он и предпринимает большое путешествие по всей Америки вместе со своим псом Чарли. Он старается держаться подальше от больших городов и трасс, чтобы лучше прочувствовать страну, которую он когда-то знал. Он находит, что Штаты теряют свою идентичность, все стремятся уехать «куда-то», во всех бедах виноваты русские, а сам он потерял свои корни и больше не может называть родной город домом.

Кроме этого он беспокоится о замене людей автоматами, бесконечном пластике, который он встречает перед едой, да и в целом сетует на глобализацию.

Так он проезжает всю страну, общаясь с разными людьми и попадая в различные интересные ситуации. Последним на карте писателя стал Техас. Вернувшись в свой «домашний» город Стейнбек обнаруживает, что потерялся там, где раньше знал каждый угол.

📘 Часть 3. ПОСЫЛЫ

Эпизод, где Стейнбек посреди ночи пугает случайного человека, поскольку его воображение напридумывало злых духов на ночь глядя показывает как беспощадно сознание даже очень рационального человека. Это один из первых эпизодов где Автор говорит о разрушающей силе одиночества.

Но больше, конечно, в романе забавляют абсурдизм его героев. Вот несколько сцен:

1) Стейнбек пытается узнать дорогу до острова в штате Мэн у местного жителя:

- Никогда не спрашивайте дорогу у жителей Мэна, - было сказано мне.

- Это почему?

- А нам кажется, что направить человека в обратную сторону очень смешно. Мы это делаем на родном серьезе, а внутренне хохочем.

2) Стейнбек обьясняет пограничнику, что не пересекал границу с Канадой:

- Вы американский гражданин?

- Да, сэр, вот мой паспорт.

- Имеете, что предъявить?

- Я не переезжал границу.

- Справка на собаку о прививке у вас есть?

- Он тоже не переезжал границу.

- Пройдемте в помещение.

3) Стейнбек узнаёт главную проблему американцев:

- Но есть кое-что получше бейсбола - русские.

- Ещё бы! Дня не проходит, чтобы на них всех собак не вешали.

- … Этим русским нелегко приходится. Поссорился человек с женой - и опять же клянёт русских.

- Может быть, русские всем нужны? Даже в самой России. Только там их называют американцами!

📙 Часть 4. ИТОГ

Роман в переводе Н. Волжиной читается потрясающе. Одни только неологизмы чего стоят. Взять хотя бы слово «примедведилось», которым описывается беспокойный сон собаки после знакомства с медведями. В книге есть и отличный юмор, и запоминающиеся локации и персонажи. Местами описания ощущений автора немного затянуты, но в целом роман очень собранный. В нем мало скучных и блеклых эпизодов. Пожалуй, самым слабым получился эпизод про Техас. Но он в самом конце книги. И этот эпизод одинаково опустошает как читателя, так и самого автора. Что, на мой взгляд, интересный опыт.

Ну а самое большое богатство - темы. Индивидуальность, глобализация, расизм, и даже местами милитаризм - это то, что по итогу пугает. Роману уже 60 лет, а в мире ничего не поменялось. То, что опустошало автора много лет назад, но было для мира виновнику - опустошает людей и сейчас. Только вот стало это обыденностью. 

«Человек – это маленький мостик, переброшенный во времени, и, старея, он начинает выказывать недовольство всякими переменами, особенно переменами к лучшему.»