Елизавета Метлинова — художник-иллюстратор. Её работы можно увидеть в книгах издательств "Эксмо", "АСТ", "Т8 Rugram", "Автограф" и на сайтах сетевых писателей.
Как вы стали иллюстратором книг?
Художником я, видимо, родилась, так как рисовать любила всегда и хотела этим заниматься постоянно. Поэтому и выбор образования не стоял. Но иллюстрированием занялась только в декретном отпуске с младшей дочкой (10 лет назад). За это всегда буду благодарна выдающейся писательнице Елене Звёздной. Именно ее книги вдохновили меня на визуализацию ярких образов и сюжетов, а она сама поддержала меня в тяжёлое время моей жизни и помогла почувствовать вкус к иллюстрированию, свою нужность и востребованность на этом поприще.
У вас есть ещё в семье художники?
Моя семья далека от изобразительного искусства. Мои "странные" увлечения не принимали всерьез и надеялись, что я одумаюсь и выберу "приличную" специальность. На этом пути всегда поддерживала и одобряла меня только мама.
А единственный предок, имеющий отношение к искусству - мой прадед (отец бабушки по отцовской линии), служивший иконописцем всю свою жизнь.
Мои дети этот талант не унаследовали, а жаль...
Вы читаете книги, которые иллюстрируете?
Первоначально увлечение иллюстрированием было напрямую связано с любовью к книгам и чтению. Но в данный момент полностью читать удается редко и, как правило, уже после иллюстрирования. Хотя, каждый раз подхожу к задаче внимательно и вдумчиво. Пытаюсь отразить не только саму мизансцену, описанную в ТЗ, но и вникнуть в детали, характеры и атмосферу происходящего в сюжете. Поэтому многие иллюстрации даются эмоционально тяжело, когда пропускаешь всё через себя.
В этом смысле над обложками работать легче. Но для обложки необходимо собрать информацию не по одному сюжету, а по целой книге, чтобы она стала индивидуальной и неповторимой "дверью" в одну конкретную сказку.
Есть ли разница между иллюстрацией и обложкой?
Конечно, есть. И первую особенность я уже обозначила.
Если сравнивать обложку с дверью в историю, то иллюстрация - это окно. Читатель может через него заглянуть в сюжет, не открывая книги и, возможно, испытать непреодолимое чувство прочитать о чем же идет речь. Так как большинство современных людей визуалы и времени у всех катастрофически не хватает, то главная задача иллюстрации - заинтересовать и вызвать эмоциональный отклик, помочь сориентироваться в потоке литературы и выбрать по душе.
Более того, иллюстрация дает огромный простор выбора стиля и подходов. Отражать можно даже маленький сюжет с совершенно разных сторон и с необычных ракурсов - в этом есть азарт и интерес, которые я не утратила за годы постоянной работы. А творчество со временем стало любимой работой, которую я не хочу ни на что менять. Пока я горю, я могу согреть и поделиться этим светом!
Вы нередко рисуете животных, в том числе и фантастических. Какие были самые необычные?
Вообще, по амплуа я портретист, а не анималист, но, как известно, настоящий иллюстратор должен уметь рисовать ВСЁ. Так что, да, бывают и животные. Мне нравится придумывать и "оживлять" их. Среди животных, которые вызвали наибольший резонанс, я могу назвать одно существо со сложной и противоречивой, но в итоге весьма интересной судьбой. Его я рисовала на заказ для очень своеобразного заказчика в 2020 году в виде небольшого скетча. От него его "хозяин" отказался, не заплатив. А после того, как я выставила его на продажу за условную сумму, устроил грандиозный скандал на всю сеть. Не скрою, эта ситуация надолго выбила меня из колеи. Но Чудище это вдохновило очень позитивного автора Василису Панину, которая выкупила его и, год спустя, придумала для него целую сказку "Мой очень страшный шеф", назначив его аж главным героем!!! В итоге все счастливы - как я люблю!
Какие сцены вы рисуете с особым трепетом?
Я стараюсь ко всем своим иллюстрациям подходить с ответственностью и вниманием. Но иногда бывает, когда приходится изображать не столько сюжетную картинку, сколько отразить эмоцию в моменте, атмосферу и чувства. Тогда в ход идут все возможные средства и для того, чтобы всё собрать воедино, надо пропустить через себя то, что изображаешь, чтобы зритель мог вместе с тобой и автором это почувствовать.
А есть ли сюжеты, которые вы бы не стали рисовать?
Я не люблю сцены насилия и неоправданной жестокости. Не могу это изображать. На другом краю спектра находятся сексуальные сцены, к которым необходимо подходить аккуратно, изображая их без пошлости и вычурности.
А учитывая, что я не очень люблю прорисовывать большое количество декоративных элементов (так сложилось, что ДПИ - это не моё)), то иллюстрации с пышно украшенными дамами и интерьерами даются мне не легко.
Какой совет вы можете дать начинающим художникам?
Я вообще не люблю давать советы. Каждый человек строит свой путь сам и идет по нему.
Но могу пожелать относиться к выбранному делу с любовью, а к каждой работе с чувствами, схожими с чувствами матери к своему чаду. Это неминуемо будет притягивать зрителя к созданным иллюстрациям и добавит топлива вдохновению их создателю несмотря ни на какие трудности.
#художник #книжный блог #книги #иллюстрация #иллюстрации #ромфант #женское фэнтези #культура #фэнтези книги