Мюзикл — музыкально-театральный жанр, сочетающий в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусство.
Изначально жанр назывался musical comedy — музыкальная комедия, мюзикл — это сокращенный вариант названия. Однако мюзикл может быть не только комедией, но и драмой, трагедией или фарсом.
На развитие мюзикла большое влияние оказала оперетта, комическая опера, водевиль и бурлеск, а также эстрадные музыкальные стили и направления 20 века и начала 21 века. Мюзикл притягивает к себе самые разные стилистики.
Долгое время мюзикл не признавался как отдельный жанр из-за сходства с опереттой. Постепенно он сформировал свои особенности.
Американский жанр. Оперетта, как правило, считается более европейским жанром, а мюзикл прежде всего ассоциируется с Америкой (хотя различать их только по национальному признаку нельзя, часто для простоты именно так и делают: мюзикл — Америка, оперетта — Европа).
Шоу. Мюзикл рассчитан на большую эффектность, это всегда роскошное и шикарное зрелище, шоу. Оперетта скромнее.
Эклектика. Мюзикл в отличие от оперетты заигрывает с джазовыми композициями и эстрадой в целом. Он стилистически раскованнее и разнообразнее в составе оркестра.
Другая хореография. Хореография мюзикла отличается от балетных и салонных танцев оперетты.
Динамика. Для мюзикла характерны острая драматическая коллизия, большая динамичность действия, разнообразие песенных музыкальных форм. В то время как классическая оперетта может даже усыпить, например, «Летучая мышь» — слишком ровная оперетта, а в мюзикле всегда есть и саспенс, и напряжение.
Нет собственной драматургии. Мюзикл, в отличие от оперетты, практически не имеет собственной драматургии. Обычно в основе мюзикла — литературные произведения, истории из жизни, либо измененные либретто опер, а также адаптированные произведения, изначально написанные для драматического театра.
Мюзикл появляется во второй половине 19 века — отмежевывается от классической европейской оперетты.
Перед Первой мировой войной он достигает одного из пиков своего развития: талантливые эмигранты, такие как Виктор Херберт, Рудольф Фримль, Зигмунд Ромберг и другие дали импульс активному развитию мюзикла в Америке.