Конфликт - столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.
Текущий уровень развития исследований в психологии представляется возможным предупреждение конфликта в коллективе с помощью личностно-ориентированной профилактики.
Одной из основных стратегий предупреждения М.А. Калугина и Ю.А. Россинский из Евразийского университета считают снижение уровня конфликтности людей, которые склонны к их разжиганию.
Под конфликтностью понимается свойство личности, отражающее насколько часто человек вступает в межличностные конфликты.
Данный подход может осуществляться по двум направлениям:
-коррекция субъективных (внутренних) условий конфликтной личности в ходе индивидуальной работы;
-создание организационно-управленческих условий, способствующих снижению проявлений конфликтности.
Исследователи подробно рассматривают особо значимые организационно-управленческие условия, способствующие снижению конфликтности человека:
1.Выверенная кадровая политика - правильный подбор и расстановка кадров с учётом психологических качеств.
С помощью психологической диагностики при приёме на работу можно сразу "отсеять" личностей, склонных к разжиганию конфликтов или провести психокоррекцию, направленную на снижение уровня конфликтности у таких людей.
2.Высокий авторитет руководителя.
С точки зрения психологии, авторитетная личность воспринимается как имеющая неоспоримые преимущества, что способствует формированию вертикальных отношений. В организациях, где руководитель обладает таким авторитетом, конфликты возникают не так часто, а конфликтные личности ведут себя сдержанно.
Организованность является сильным сдерживающим фактором, мобилизующим функции самоконтроля.
3.Наличие в коллективе высокой организационной культуры.
Высокая организационная культура - система осознанных и неосознанных представлений, ценностей, правил, запретов, традиций, разделяемых всеми членами организации.
В исследованиях ни раз отмечалось, что конфликтность персонала меньше в организациях с высокой мотивацией труда и статусных достижений.
4.Престиж деятельности и организации.
Он является ограничителем и регулятором социального поведения: люди дорожат престижной работой, вследствие чего у них повышается чувство ответственности, рефлективной регуляции, что в целом повышает нормативность их поведения и общения.
5.Благоприятный психологический климат.
Качество и производительность трудовой деятельность во многом зависят от психологического климата в коллективе: сплоченности, характера взаимоотношений, эмоциональной атмосферы.
На климат влияет множество факторов: стиль руководства, характер взаимоотношений персонала, удовлетворенность, моральные нормы, численность коллектива, время совместной трудовой деятельности, наличие неформальной структуры и др.
Таковы основные организационно-управленческие условия, препятствующие проявлению конфликтности личности.
Источник:http://vestnik.ineu.edu.kz/files/bulletins/bulletin_2013_1(49).pdf#page=157