Найти тему
Играй, гармонь!

Из артиллеристов – в баянисты!

Солист ансамбля Г. Заволокина «Частушка» Сергей Макуха

Деревенское детство!.. Воспоминания об этом счастливом промежутке жизни с его смешными историями и забавными приключениями всегда вызывают у меня улыбку. Одну из ситуаций того времени, целиком перевернувшую всю мою жизнь, я и хочу сейчас поведать. Родом я из села Новокозловское Барабинского района Новосибирской области.

Дело было летом 1988 года. Мне тогда исполнилось десять лет и, как многие мальчишки в этом возрасте, я мечтал стать военным. Почему-то грезил не об авиации и даже не о танковых войсках – увлекала артиллерия. Ну а какой же артиллерист без пушки? Если ее нет, то нужно сделать! С этой мыслью я и проснулся ясным июльским утром. Слегка перекусив, я побежал управляться по хозяйству. Оттуда – прямиком к своему троюродному брату Сашке – делиться идеей. Она ему ну очень приглянулась, и мы решили приступить к созданию боевого орудия незамедлительно. В гараже под верстаком нашли старый обрезок трубы. Посмотрев в нее, я сказал: «Отлично! Используем технологию зарядки патронов!». Сам процесс зарядки патронов мы знали наизусть, благодаря нашим отцам – заядлым охотникам. Сходили в совхозный гараж и приварили к одному из концов трубы заплатку. Возвращаясь, Сашка спросил: «А как сделать запал?». Я ответил: «Все продумано! Нужна селитра и бельевой шнур!». К нашей небывалой радости все это оказалось у Сашки дома. Пропитав селитрой шнур, я вывесил его на улицу сушить! В это время Сашка, сломав пару сверл, проделал, наконец, отверстие в заплатке для запала. «Нужно раздобыть порох!» - сказал я Сашке. Припрятав трубу в лопухах, мы разошлись по домам. Плотненько пообедав и дождавшись ухода родителей на работу, я отсыпал пороху из отцовского оружейного ящика в заранее приготовленный кулек из газеты. В это время Сашка с нетерпением дожидался меня у гаража со своей долей пороха. Работа закипела. Просунув шнур в отверстие, засыпали порох и затромбовали его войлочным пыжом. Затем опилки, еще пыж, подшипники и последний пыж. Пушка готова! Решили испытать ее вечером за деревней на котловане у озера.

Меня переполняло чувство нетерпеливого ожидания. Я предвкушал серьезное испытание. Вечером в указанном месте и в назначенное время мы, взяв орудие, отправились на испытательный полигон. Котлован с двух сторон был огражден глиняными валами. У одного из берегов примостился старенький пенек, к которому скобами и была прибита нами пушка, предварительно направленная в центр водоема. Мирно плавала домашняя живность. Ее численность составляла около сотни штук. Аккуратно размотав трехметровый шнур, я достал из кармана спички. На несколько секунд страх овладел мною, но жажда приключения подгоняла. Перекрестившись, я зажег спичку и поднес ее к шнуру. Шнур вспыхнул, и ярко искрящийся огонек помчался к намеченной цели. «Залегай!» - крикнул я, и мы изо всех сил рванули к одной из глиняных куч.

Залегли. Ждем. Прошло секунд тридцать. Тишина. Лишь кряканье уток и гогот гусей нарушали спокойствие вечернего деревенского уклада. Я оглянулся и увидел, что к котловану быстрым шагом с палкой в руках приближается дед Гаврила Никитич по прозвищу «Гаврилыч». Он отличался суровым нравом, ребятишки его боялись. «Наверно идет за гусями» — подумал я. И в этот момент раздался оглушительный, сотрясающий землю взрыв. От испуга Гаврилыч упал на землю. Эхо разнеслось на несколько километров. Посмотрев на Сашку и осторожно выглянув из-за бугра, я ужаснулся. Пенек и пушка исчезли. По всему котловану разбросаны белые и сизые перья с кусками мяса, а оставшаяся в живых птица металась с криками в сумасшедшей, беспорядочной панике. Гаврилыч, осознавая произошедшее, с руганью кинулся к нам. «Бежим, а то убьет!» — закричал Сашка и мы кинулись наутек в сторону озера. Забежав в камыши и оказавшись по пояс в воде, мы замерли. Мое сердце билось неудержимо. Гаврилыч в воду не пошел. Пригрозив все рассказать родителям, он развернулся и направился в деревню. «Вот дома-то убьют точно…» – еле слышно прошептал Сашка. Из наших отцов более строгим считался Сашкин. Решили идти сначала ко мне. Дома нас ждал краткий курс молодого бойца, зачитанный в поучительной форме моим отцом.

К Сашке домой мы шли как на каторгу. Переступив через порог ограды, сразу обратили внимание на бич, висевший на гвоздике у двери. Увидев нас, Сашкин отец без лишних слов снял бич с гвоздя и сурово скомандовал: «Спустить штаны!». Мы молча вынесли наказание, получив по порции ударов. Ох и больно было, но знали – за дело получили. Вдобавок, достав из кармана деньги, Сашкин отец отправил нас рассчитываться за гусей. «Ну, – сказал я Сашке – теперь еще и от Гаврилыча получим».

Гаврилыч ждал нас на лавочке у дома. Увидев его мрачный взгляд, по спине у меня пробежали мурашки. Но напоследок он вдруг внезапно для нас улыбнулся и сказал: «Гуси – ерунда. Новых выращу. Главное, что вы живы!». Грустные мы отправились по домам. В своей комнате я увидел стоящий на стуле у окна баян. Ко мне зашел отец и тихонько так, присев рядом, сказал: «Займись-ка лучше музыкой, сынок…». Эту идею я воспринял с искренней радостью и большой охотой. Заговорили гены дедов гармонистов.

Так я и переквалифицировался из артиллеристов в баянисты!

-2

Канал Сергея <<<<ТУТ