Найти в Дзене
Две Войны

Советский генерал, который застрелился в первый же день войны с Германией- что он увидел?

Оглавление

Сразу после вторжения в СССР немецкая пресса протрубила об огромных успехах лётчиков люфтваффе: всего за один первый день войны они уничтожили более 700 советских самолётов, из них более 500 – прямо на аэродромах. Британские газеты отнеслись к таким цифрам скептически – как к очередной лживой выходке геббельсовской пропаганды.

Но на этот раз прозвучала правда. Авиацию Западного особого военного округа постигла чудовищная катастрофа.

В 28 лет – полковник, в 31 год – генерал ВВС

Звание Героя Советского Союза командующий ВВС ЗапОВО генерал-майор Иван Копец получил в «особой командировке». В Испанию он прибыл в сентябре 1936-го, в числе первых же 4-х лётчиков из СССР.

Советских самолётов там ещё не было, и им пришлось воевать на «антиквариате» – бипланах «Ньюпор-52». Истребители И-15 получили лишь через несколько месяцев. Бои в Испании были жестокими: там сложили свои головы 93 советских лётчика.

Но для Копеца командировка стала трамплином в карьере. По возвращении, 26 июня 1937 г., ему вручили сразу 3 награды: орден Красного Знамени, орден Ленина и Грамоту Героя Советского Союза (Золотых Звёзд тогда ещё не было).

Иван Копец после Испании. Фото в свободном доступе.
Иван Копец после Испании. Фото в свободном доступе.

28-летний ст. лейтенант Копец сразу стал полковником, минуя звания капитана и майора, был назначен зам. командующего ВВС Ленинградского военного округа. А сразу после награждения – с семьёй выехал в Сочи, где месяц отдыхал, вместе с семьёй своего начальника и друга по Испании Якова Смушкевича.

В 1939–1940 гг. комбриг Копец снова воевал – на советско-финской. Командовал ВВС 8-й армии, действовавшей на Петрозаводском направлении. Участвовал в боевых вылетах и лично. Получил второй орден Ленина и звание комдива. После войны стал командовать ВВС Белорусского особого военного округа.

Лихорадочные предвоенные меры

В обстановке нарастающего ожидания войны с немцами ВВС лихорадило. Не успели ввести в строй 10 новых авиаполков, 10 авиабаз и в дополнение к имевшимся 4 авиабригадам добавить ещё 2, как поступила директива: срочно перейти на дивизионную структуру, а все авиабригады – расформировать.

Авиацию разделили на фронтовую, напрямую подчинявшуюся командующему ВВС округа; армейскую, – начальнику ВВС каждой армии, и войсковую – в составе корпусов.

Спешно формировались новые авиадивизии. В округе развернулось огромное строительство новых аэродромов с бетонными взлётками.

Командующий ВВС ЗапОВО. Фото в свободном доступе.
Командующий ВВС ЗапОВО. Фото в свободном доступе.

В связи с начатой в апреле 41-го очередной реорганизацией, авиабазы изымались из авиадивизий и передавались в районы авиационного базирования, которые также находились в стадии формирования.

Аэродромы, расположенные рядом с границей, буквально забили самолётами. Они там сгрудились в тесноте, прямо подставляя себя под удар. В воздушное пространство ЗапОВО в последние месяцы перед вторжением ежедневно вторгались немецкие самолёты, но атаковать их было запрещено. Вести ответную авиаразведку – тоже.

Накануне вторжения

18 июня генерал Копец всё-таки приказал командиру 43-й истребительной дивизии полковнику Захарову аккуратно пролететь на У-2 вдоль границы: посмотреть, что делается у немцев. Увиденное потрясло: войска – на исходных, вот-вот начнётся... Доложили наверх, а в ответ: не поддавайтесь на провокации!

В Москве прекрасно понимали, что войну уже предотвратить, но старались оттянуть её начало, не дать немцам повода для её развязывания.

Лишь после полуночи, уже 22 июня, в Минск поступила директива наркома Тимошенко о возможном нападении немцев, но и в ней по-прежнему предписывалось «не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения».

На полевом аэродроме. На заднем плане – спешно строящиеся ангары. Фото в свободном доступе.
На полевом аэродроме. На заднем плане – спешно строящиеся ангары. Фото в свободном доступе.

Авиацию было приказано перед рассветом (то есть ночью) 22 июня рассредоточить по полевым аэродромам. Но летать ночью могли далеко не все пилоты.

А многие самолёты были вообще без вооружения. По воспоминаниям бывшего лётчика 122-го полка, Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Сергея Долгушина, у них прямо накануне войны всё вооружение с самолётов было снято:

«21 июня, в 6 вечера мы получили приказ: снять с самолётов пушки, пулемёты, ящики с боеприпасом, и сдать всё это на склад. Недоумевали, но приказы в армии не обсуждаются».

Когда ранним утром объявили тревогу – пришлось также срочно ставить вооружение обратно, теряя драгоценное время и неся неоправданные потери.

Жена генерала, Нина Копец, вспоминала, что лётчик-инспектор майор Ф.Олейников, друг её мужа, рассказал ей:

«В самый канун войны из Москвы пришёл приказ: подготовить самолёты к какому-то парадному смотру, то есть снять временно вооружение, и поэтому в момент фашистского нападения они оказались разоружёнными. Возможно, это одна из причин гибели Ивана».

🔵5 редких, но «удачных» советских самолётов Великой Отечественной Войны- что это за машины?

Разбомбленный советский аэродром. Фото в свободном доступе.
Разбомбленный советский аэродром. Фото в свободном доступе.

В первый же день войны

А погиб генерал Копец не в бою. По официальной версии, совершив облёт разрушенных аэродромов и осознав масштабы потерь, генерал Копец застрелился в своём служебном кабинете около 18 часов того же дня. По неофициальной – застрелился, когда его пришли арестовывать сотрудники Особого отдела. Возможно, 23-го, а не 22 июня. Возможно, был не жертвой обстоятельств, а предателем.

Сцена самоубийства генерал-майора Копеца есть в фильме «Битва за Москву».

Что стало причиной катастрофы авиации Западного Особого военного округа в первый день войны – разгильдяйство или измена, это вопрос дискуссионный.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍Rutube. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, в чём главная причина катастрофы советских ВВС?