В 1237-1241 гг. Русь подверглась опустошительному монгольскому (татарскому) нашествию, отбросившему ее в развитии на много лет назад, а многие города и деревни были полностью уничтожены. И вот здесь возникает закономерный вопрос, а могла ли Русь избежать этого вторжения?
Созданная Чингисханом огромная империя продолжала расширяться и при его потомках. Так на курултае состоявшемся в 1235 г. были приняты два направления дальнейшей монгольской экспансии, завоевание Южного Китая и поход на Запад. Однако же расширение границ Монгольской империи происходило не только при помощи оружия, но и при помощи дипломатии.
В последнем случае правителю того или иного государства, или народа выдвигались несколько требований. Он должен был самолично явиться в ставку Великого хана в Каракорум или в ставку его наместника и принести вассальную присягу. Также от него требовалась выплата ежегодной дани и поставка войск в монгольскую армию для дальнейших завоеваний. Кроме того, как правило данное соглашение скреплялось династическим браком, при чем заключались эти браки в обе стороны. То есть, либо правитель выдавал замуж свою дочь или сестру за кого-нибудь из чингизидов, либо же сам женился на высокородной монголке.
Так в 1236 г. к султану Кей-Кубаду, правителю Конийского султаната прибыл посол Шамс ад-Дин Умар Казвини, который привез ультиматум от монгольского наместника в Северном Иране нойона Чормагана с требованием покориться, в противном случае тот обещал убить и обратить в рабство все население его страны. В конце концов, после долгих раздумий султан принял требования монголов.
В этом же году монголам покорился и один из правителей Грузинского царства атабек Аваг, который также прибыл к нойону Чормагану и принес вассальную присягу.
Подобные требования в 1237 г. были выдвинуты Бату (Батыем) и рязанскому князю Юрию Ингваревичу. Свидетельства об этом имеются в русских летописях в частности в Новгородской первой летописи (НПЛ):
Приидоша иноплеменьници, глаголемѣи Татарове, на землю Рязаньскую А, множество бещисла, акы прузи; и пръвое пришедше, сташа о Нузлѣ, и взяша ю, и сташа станомъ ту. И оттолѣ посла послы своя, жену чяродѣицю и два мужа с нею, къ княземъ рязяньскымъ, просяще у них десятины во всемъ: и в людех и во князехъ и в конѣх, в бѣлых 10, в вороных 10, и в бурых 10-е, в рыжих 10-е, в пѣгых 10-е.
Князь Юрий Ингваревич обратился за помощью к Владимиро-Суздальскому князю Юрию Всеволодовичу, однако не получив от него ответа, вместе со своими братьями Олегом и Романом отправились навстречу к татарам.
В старших русских летописях не сообщается о переговорах между рязанскими князьями и Бату. Однако о них говорится в "Повести о разорении Рязани". Это произведение довольно позднее, сформировано оно в XVI в., кроме того оно не является сугубо историческим источником, это литературное произведение, изобилующее рядом неточностей. Но все же оно имеет под собой реальную историческую основу, а ряд текстуальных совпадений с НПЛ свидетельствует о том, что оба этих произведения пользовались одним протографом, возможно некими недошедшими до нас рязанскими летописями.
Так вот, "Повесть о разорении Рязани" сообщает, что старшие рязанские князья остановились где-то неподалеку, а к Бату на переговоры отправился Федор Юрьевич, сын Юрия Ингваревича с великими дарами.
Сначала переговоры шли довольно успешно, однако затем Бату предъявил следующие требования:
И начал просить у рязанских князей дочери или сестры себе на ложе
В этот момент кто-то из рязанских бояр, видимо настроенных оппозиционно по отношению к князю, нашептал Бату, что молодой князь имеет красавицу княгиню царского рода. Тогда Бату затребовал ее себе:
Дай мне, князь, познать красоту твоей жены!
На что князь Федор Юрьевич ответил:
Не годится нам, христианам, приводить тебе, нечестивому царю, своих женщин на блуд, когда нас одолеешь, тогда и будешь властен над нашими женщинами
После этих слов Бату приказал убить молодого князя. Узнав о смерти сына, Юрий Ингваревичъ атаковал татарский лагерь, но поскольку силы были абсолютно неравными, русское войско потерпело поражение и почти все князья в этой битве погибли. А 21 декабря 1237 г. после семидневной осады, татары взяли Рязань и сожгли город.
Требования Бату относительно женщин имеют некие противоречия. Так если первая часть, где он просил дочери или сестры рязанских князей, является нормальной практикой при заключении подобных соглашений, которые должны быть скреплены династическим браком.
А вот вторая часть, в которой Бату требовал себе замужнюю женщину, выбивается из колеи. Хотя у монгол была традиция отбирать жен у побежденных врагов чтобы унизить их. Также бывали случаи требования монгольскими правителями жены у своих подданных. Так в 1325 г. иранский ильхан Абу Саид ссылаясь на Ясу Чингисхана потребовал себе в жены Багдад-хатун, которая была замужем за неким вельможей Хасаном Бузургом.
Однако же Федор Юрьевич не был побежден Бату, а также не являлся его подданным. Разве что можно сделать предположение, что молодой князь во время переговоров все же принял вассальную присягу и уже после этого Бату считая его своим подданным, решил что вправе выдвигать ему подобные требования.
Таким образом, можно сделать вывод, что избежать монгольского вторжения на Русь или как минимум в Рязанское княжество не позволили противоречия в морально-этических нормах между двумя народами. Если в монгольской традиции было нормальным для правителя требовать жену своего подданного, то для русских князей живших в парадигме христианской православной морали, это требование было абсолютно неприемлемым.
Изучайте историю и подписывайтесь на канал!!!👍
#история #история россии #татаро-монгольское нашествие #батый #русь #древняя русь #татары #монголы #рязань #рязанское княжество