Найти тему

Дорога там, где нет дорог

Зимники в Красноярском крае

Красноярский край - регион, в котором много труднодоступных мест. Иногда добраться по земле до населенного пункта можно только в то время, когда температура стабильно ниже нуля. Зимник – это дорога, эксплуатация которой возможна только в зимнее время. Благо, что зима в Красноярском крае захватывает и календарную осень, и календарную весну. Прокладывать и обслуживать такие трассы – по-настоящему сложное занятие, этому нужно учиться специально.

О том, с какими трудностями сталкиваются автодорожники при обустройстве зимников и какую роль эти дороги играют для Красноярского края, рассказал Вадим Вячеславович Серватинский, заведующий кафедрой автомобильных дорог и городских сооружений Инженерно-строительного института, куратор программы профпереподготовки «Автомобильные дороги» и программы повышения квалификации «Временные зимние дороги и ледовые переправы».

- Сколько в Красноярском крае зимников, какую роль в жизни нашего региона они играют?

- В нашем регионе автозимников около 13 тысяч км, примерно столько же, сколько постоянных дорог. Расположены они по большей части в центральных, северных и северо-восточных частях края. Это Абанский, Балахтинский, Бирилюсский, Богучанский, Енисейский, Туруханский, Уярский, Иланский, Казачинский, Кежемский, Мотыгинский, Нижне-Ингашский, Пировский и Тасеевский районы.

   Карта Красноярского края по районам
Карта Красноярского края по районам

Общее количество зимников – 31 дорога, ледовых переправ около 30-ти, часть из них оборудована добывающими компаниями. Все это большое сложное хозяйство.

Зимник - это временная автомобильная дорога из снега или льда, которая может прокладываться по неосвоенным территориям, по руслам рек. При пересечении водных потоков, которые замерзают, могут формироваться ледовые переправы. Если водотоки большие, как, например, река Енисей, ледовые переправы намораживаются специально и представляют собой объект пристального внимания.

Зимники — это острая необходимость. Они прокладываются там, где неразвита транспортная сеть, но должна быть обеспечена доставка грузов и доступность территории в целом. Например, зимники соединяют Красноярский край с Якутией и Иркутском: интенсивность движения на этих направлениях очень низкая, поэтому строить автомобильные дороги круглогодичного действия нецелесообразно.

- Как долго работают зимники?

- Это зависит от климата. Чем севернее территория, тем дольше работает зимник, в среднем от четырех-пяти до шести-восьми месяцев. В нашем крае зимники обычно прекращают работу в мае.

- Какими бывают зимники и в чем отличие их строительства и эксплуатации?

Зимники подразделяются на три вида:

- зимники длительного действия со сроком службы более 5 лет, естественно каждый год этот зимник тает, затем вновь его строят зимой и продолжают эксплуатировать;

- зимники среднего срока действия до 2-3 лет;

- и кратковременные, или разовые, для разового проезда.

Требования к зимнику такие же, как и к автомобильной дороге: безопасность движения, расчетные скорости, расчетные нагрузки, требования к геометрическим элементам, таким как кривые или повороты, чтобы автомобиль был устойчив к заносу и опрокидыванию.

Строить зимники достаточно сложно и трудоемко, потому что это насыпь, сформированная из снега. Зимник устраивается в два этапа: сначала так называемая проминка, чаще всего гусеничным транспортом. Он уплотняет поверхностный снежный покров. Затем на это уплотненное основание уже наталкиваются снежные массы и вновь уплотняются.

В зависимости от категории зимник может иметь разную ширину. Зимник длительного срока действия для двухполосного движения, он может пропускать встречные транспортные потоки. Зимники кратковременные могут обеспечивать движение в одностороннем направлении, но на них обустраиваются площадки для разъезда.

- Как прокладывается зимник?

- Как и автомобильная дорога, по топографическому плану. Сначала просматривается территория, отвешивается сам зимник. Для круглогодичных автомобильных дорог могут, например, вскрывать холмы, чтобы сократить протяженность. Здесь это сделать сложно, поэтому зимники более длинные, в отличие от дорог общего пользования: они стараются обойти все препятствия. В случае необходимости, если есть залесенные территории, а такие тоже бывают, производятся вырубки. Это согласовывается с землепользователем, с владельцем леса. Как правило, все-таки удаляются низкокатегорийные лесные массивы - ёлка, пихта, а вот сосна, лиственница, тем более кедр не вырубают, их обходят.

Сложность содержания зимников в том, что это очень протяженные трассы без населенных пунктов, где можно остановиться, привести технику в порядок, заправиться и так далее. Все это делается в пути. Как правило, отряд выходит на неделю, движется в одну сторону, ровняет дорожное полотно, расчищает от снега, потом возвращается. В течение недели осуществляется содержание какого-то одного направления. Что еще сложно? Низкие температуры, как правило, необустроенность бытовая, большое количество топлива, которое нужно все время везти с собой, большая сложность в починке техники, которая должна быть обслужена еще заранее.

#образование #сибирь #автодороги #зимники