Доброе утро! Аукцыон - одна из моих любимейших русскоязычных групп. Это одна из мощнейших команд на современной рок-сцене (если вы бывали на их концертах, вы, уверен, со мною согласитесь).
Технически моя первая встреча с музыкой группы произошла в 2004 году, когда я посмотрел фильм "Бумер", в саундтрек которого вошла сольная композиция Леонида Федорова (солиста и гитариста группы) "Зимы не будет". Тогда для меня она запомнилась как какая-то заунывная русская напевная песня, но вполне соответствовавшая атмосфере контекста (того момента в фильме, где она играла).
Альбом "Девушки поют" (2007) - первый альбом группы, с которым я познакомился случайно в 2015 году. Случайно потому, что в одном из спектаклей в театре П. Фоменко был использован припев песни "Там-дам", тогда я запомнил эту деталь и, вернувшись домой, начал искать, что же это за слова, из какой песни. С тех пор я и открыл для себя ту бездну авангарда, чистого искусства, которое представляет собой творчество Аукцыона.
Полностью же альбом я распробовал несколькими месяцами позднее. Мне попался на Youtube фильм "Ещё" - документалка о жизни участников Аукцыона и процессе создания альбома "Юла" (2011). Фильм подкупает своей простотой и какой-то искренностью, незамысловатым повествованием о личной, студийной и концертной жизни коллектива, музыка которого, на первый взгляд, не отличается подобными качествами. В фильме, помимо процесса записи песен из "Юлы", звучат и другие песни группы - в частности, из альбомов "Жилец вершин" и, собственно, "Девушки поют". Оставшись под каким-то своеобразным впечатлением после просмотра картины, я принялся слушать альбомы группы.
"Девушки поют" был записан осенью 2006 года в США. В записи, помимо постоянных музыкантов Аукцыона (а также контрабасиста Владимира Волкова, ранее работавшего с Л. Федоровым), приняли участие Марк Рибо (американский гитарист, сотрудничавший в том числе с Томом Уэйтсом, Робертом Плантом и другими известными музыкантами), Джон Медески (американский джазовый пианист), саксофонист Нед Ротенберг, трубач Фрэнк Лондон. Из-за обилия инструментов в записи непросто "выслушать", где звучит та или иная труба, какой из клавишников какую партию играет, но это и неважно - музыка звучит абсолютно гармонично и "дышит" в одном ритме, так что сказать, насколько это заслуга только приглашенных иностранных музыкантов, лично мне сказать трудно. В конце концов, Аукцыон и до этого альбома звучал богато, а "Девушки" лишь добавили их прежнему студийному опыту дополнительного изящества и блеска.
Я давно хотел приобрести пластинку "Девушек", но это сейчас товар весьма штучный, а значит, далеко не дешевый. Поэтому, как только я увидел объявление о предзаказе нового издания (от лейбла Полдень Music), сразу же его купил. Признаться, от звука переиздания я ожидал большего, но в целом слушать очень даже можно (да и что делать!). Кстати, порядок песен на переиздании отличается от оригинального.
Итак, о чем же поют эти самые девушки?
1. "Профукал": открывашка на твердую пятерку. Песня, казалось бы, сразу задает темп - поезд под названием "Аукцыон Классический" отправляется - нет! - со старта несется в свой долгий путь! На пятой минуте настроение поездки несколько меняется, нас постепенно заносит в какие-то темные и таинственные дали под звук увядающих духовых и органа.
2. "Падал": и вот просвет, какая-то осенняя холодно-солнечная меланхолия. Под размеренный ритм мы вслушиваемся в слова "Я сегодня вышел - ходил и падал, я лежал и плакал о том, что мне ничего не надо". При всей кажущейся грусти происходящего, спасающий свет ведет нас дальше - "Через годы, через воды, через беды...".
3. "Ждать": продолжение предыдущей темы, путаных чаяний рассказчика. Флэнжер-гитара (с дрожащим, "плавающим" звуком) задает музыке какое-то детско-непосредственное настроение, хотя, конечно, по сути же это настроение совершенно иное.
4. "Роган Борн": песня-триллер, песня-ночной кошмар, и я нисколько не утрирую! Это эмоционально-пугающая транскрибация бреда сумасшедшего, проснувшегося в холодном поту. Кто он, Роган Борн? По словам его творца, Дмитрия Озерского (автора текста), Роган Борн - это не человек. И тем не менее, силу его постоянного присутствия где-то рядом (во время прослушивания песни) невозможно не ощущать.
А посмотрите, как сами музыканты чувствуют композицию, это буквально языческий обряд во славу могущественному нечто, имя которому Роган Борн:
5. "Там-дам": катарсис после всего, что было до. Для меня это лучшая песня Аукцыона, их главное музыкальное откровение всем способным услышать.
6. "Слова": в наш поезд подсел бродячий народный оркестр - гармошка, акустическая гитара, надрывное пение. Все это звучит очень естественно.
7. "Дебил": вкрадчивые звуки тамбурина в начале наводят на сомнение, что здесь все будет гладко. Чуть позже становится очевидно, что эта песня - другая сторона "Слов" - уже более неуравновешенная психически, кричащая, проблемная.
8. "Возле меня": едем в ночь, весь поезд спит, и лишь один Лёня Федоров что-то негромко напевает - транслирует некий сигнал откуда-то изнутри. Этот вокализ о том, что возле него, и это что-то не поддается конкретной словесной форме, за исключением некоторых сумбурных повторений фраз из "Профукал", да еще что-то про ночь, снег, следы и тень.
9. "Долги": фанк-остановочка. "Мои ноги больше, чем мои следы, мое сердце отдает мои долги". Во второй половине, кстати, мы впервые слышим Олега Гаркушу, читающему в свойственной себе манере свое стихотворение-проповедь "Доброта", на помощь ему приходит Федоров, повторяющий свою мантру про долги.
10. "Девушки поют": пункт назначения. Наш поезд замедляет темп, вроде бы это конец, а вроде бы здесь только все и начинается. "Если легок, как дым, то таким и не надо никуда" - вот она, "великая сермяжная правда", случайно обнаженная Аукцыоном. Наверное, ее поймут только те, кто "стал летуч, как луч", которым кто-то говорит "куда, куда ты, постой!". Но кто может решить что-то за тебя, да какой в этом смысл, если "все это было и прошло" - даже если это было и не с тобой.