Найти тему

Мистическое произведение на все времена

Оглавление

Обзор поэмы Гете

Обложка книги Гете из сайта Пинтерест: https://www.pinterest.ru/
Обложка книги Гете из сайта Пинтерест: https://www.pinterest.ru/

"Фауст" представляет собой самое важное творение писателя! В этом трагическом произведении в образе идеального поэтического вымысла воплотились глубинные философские размышления автора. Одновременно поэма не считается трактатом ученого в стихотворном формате. Она - истинное художественное произведение прозаика! Гете подчеркнул, что неправильно было бы подвести содержание поэмы к одной конкретной идее. Однажды писатель отметил в разговоре с личным помощником Эккерманом: "...Что бы это было, попытайся я всю богатейшую и разнообразную жизнь, вложенную мною в "Фауста", нанизать на тонкий шнурочек сквозной идеи!

Вообще не в моих привычках стремиться к воплощению в поэзии абстрактного понятия. Я всегда воспринимал чувственные, сладостные, пестрые, многоразличные впечатления жизни, и мое живое воображение жадно впитывало их. Как поэту мне оставалось только художественно формировать и завершать таковые, стараясь живостью воссоздания добиться того, чтобы они и на других оказывали такое же действие".

История создания поэмы

Великий шедевр поэта "Фауст" - это художественное обобщение жизненных явлений. Здесь нужно еще одно замечание. Настоящее искусство всегда показывает определенные сюжеты существования людей. Лишь "Божественная комедия" Данте объединила много фактов реальности. Зачастую поэты с художниками ограничиваются единым сюжетом, затронувшим участь нескольких действующих лиц. Сила подобного обобщения и заключается в том, что история некоторых персонажей приобрела общий смысл.

Именно поэтому так важны судьбы Дон Кихота, Гамлета, короля Лира, Анны Карениной, Раскольникова и иных литературных героев. То же самое в "Фаусте" Гете.

В первой главе не более 3 главных персонажей - Фауст, Мефистофель, Гретхен. Она - целая аллегория человеческой жизни! Частное в творческом плане приобрело широчайшее значение.

В основу содержания произведения легла легенда про реально живущего доктора Фауста из 16 века, который был крайне недоволен схоластической наукой своей эпохи и личном желании овладеть тайными силами природы, подчиняя их себе, отрекся от церкви и обратился к магии с алхимией. Священники обвинили врача в продаже души дьяволу! Данную легенду рассказал некий автор в книге 1587 года. Исходя из такого материала, английский писатель Кристофер Марло создал пьесу "Трагическая история доктора Фауста".

Британские актеры, будучи на гастролях по Германии, довезли новеллу и до родных краев Фауста. Здесь из драмы сделали пьесу специально для кукольного театра, и ставили ее потом на всевозможных местных ярмарках. Ребенком Гете впервые увидел подобное ярмарочное представление о мистическом докторе.

Идея драмы появилась в творческом сознании прозаика во время "бури и натиска". Тогда же он написал "Геца фон Берлихингена" и "Страдания юного Вертера". Он сделал первые наброски поэмы про ученого, который, разуверившись в литературоведении, обратился к магии и заключил договор с дьяволом ради того, чтоб тот помог ему в поиске скорого достижения овладения секретами природы.

Гете достаточно долго вынашивал замысел произведения. Начал трудиться над шедевром поэт в 1773 году, а закончил только в 1831! Первый отрывок был опубликован им в 1790 году, а первая глава увидела свет не ранее 1808! Затем после длинного перерыва поэт продолжил работать. Труд над гениальнейшим творением продлился целых 60 лет! Вплоть до самой смерти писателя!

Картинка к произведению из сайта Пинтерест: https://www.pinterest.ru/
Картинка к произведению из сайта Пинтерест: https://www.pinterest.ru/

Нужно отдать должное лучшему русскому переводу книги, сделанному Холодковским Н.А, ведь он самый близкий к оригиналу произведения, но и его язык уже успел относительно устареть. Огромными поэтическими достоинствами отличился и перевод Бориса Пастернака!

Содержание поэмы Гете

3 вступления ведут читателя к биографии доктора Фауста. В "Посвящении" автор вспоминал, что идея произведения появилась еще в период его юности, и выражал сомнения, смогут ли его понять сейчас, когда ровесники поэта уступили места новым поколениям. "Театральное вступление" отличает обсуждение вопросов искусства. Происходит противостояние директора театра с поэтом. Первый требует занимательности, а второй хочет воплотить возвышенное произведение. Им помог в споре комедийный артист, которому близки оба взгляда. Каждый из вас, дорогие читатели, обязательно отыщет что-то интересное и увлекательное для себя при чтении "Фауста"!

"Пролог на небе" ввел читателей в смысл шедевра. Идет конфликт между Богом и Мефистофелем о природной сущности людей. Мефистофель очень низкого взгляда про человека. Господь же уверен в обратном, что хотя люди частенько заблуждаются, но они в результате находят верную дорогу в жизни. Мефистофель просит его на примере доктора доказать, что человек ничтожен. Бог не мешает демону, потому что убежден в собственной правоте. В итоге выяснилось, что все дальнейшее - испытание Фауста и одновременно человечества Земли. Что преобладает в человеческой природе - зло или добро? Последующее развитие сюжета происходит под знаком этой проблемы. Суть заключена в оценке людей и человечества в целом.

Главный герой поэмы

Мы узнаем персонажа доктора Фауста, когда его научный путь уже пройден и он уверен в тщетности науки. Отчаяние героя настолько обширно, что он даже готов на суицид! Его остановил церковный хор в храме. Прослушав молитвы, обращенные напрямую к Богу, Фауст осознает, что человек страдает и нуждается в помощи! Главного героя посетила мысль о том, что он должен найти средства облегчения существования людского. Это и побудило нашего врача остаться в живых и отыскать дороги для постижения смысла жизни человека и более верных форм деятельности. Любовь доктора к народу замечается в эпизоде "У ворот".

Смысл поэмы

Величайший шедевр Гете с необычайной храбростью сочетает признаки подлинной жизни с невероятными вымыслами. Это подчеркнуто еще в "Прологе на небе". И Господь и демон здесь не имеют религиозного смысла. Они своего рода символические фигуры, прототипы добра и зла. В душах людей вечно происходит противостояние этих двух начал! Мефистофель возникает перед главным персонажем ради того, чтобы сбить его с пути поисков истины. Он предложил ученому самые разнообразные жизненные соблазны. Фаусту необходима дьявольская помощь отнюдь не для наслаждений, обогащения и власти! Доктор хочет понять истинный смысл человеческой жизни, бытия и какие жизненные формы наиболее достойны для людей?

Дьявол совершенно не похож на образ черта с рогами у Гоголя! Тут он - воплощение беспощадной критической мысли. Для него доступно осознание негативных сторон реальности мира, о чем он остроумно ведет беседу! Противоборство Фауста с Мефистофелем здесь отражает противостояние двух начал. С этого момента и начинается драма. Доктор олицетворяет все доброе и положительное. Он жаждет новых знаний, любит окружающих людей, желая помочь нуждающимся! Мефистофель напротив, отрицал все жизненные ценности. Главный смысл поэмы Гете изображен в противоборстве Мефистофеля и Фауста. Это придало окраску заключенному между ними договору.

Иллюстрация к поэме из сайта Пинтерест: https://www.pinterest.ru/
Иллюстрация к поэме из сайта Пинтерест: https://www.pinterest.ru/

В древней легенде про Фауста доктор закрепил договор с демоном сроком на 24 года! На протяжении этого периода черт обязался исполнять все его прихоти! У Гете был договор на других условиях. По легенде ученый хотел удовлетворения всех своих желаний.

Врач в поэме Гете стремился к знаниям и истине. Он требовал, чтоб Мефистофель прослужил ему до того момента, пока он не выяснит смысла жизни, пока Фауст не обратится к нему со словами: "Остановись мгновенье, ты прекрасно!". Это договор на бессрочный период времени.

Черт надеялся, что высокие мысли врача лишь очередной предлог и что он будет удовлетворен развратом, оргией. Для этой задумки демон отвел героя на вечеринку студентов, но страсть к вину и соблазнам вызвала отвращение у нашего доктора! Мефистофель не сдавался и готовил еще более острый соблазн для Фауста. Он омолодил ученого на кухне у колдуньи для пробуждения желания при виде любой красивой девушки.

Любовная линия в сюжете "Фауста"

Именно страсть движет героем при знакомстве с Гретхен (Маргаритой). Оказавшись в ее комнате, им овладело другое чувство. Он осознал целомудрие девушки. Чувственность уступила место настоящей любви.

Любовь Фауста к героине обернулась драмой для нее. Причины сокрыты в жизненных условиях главного персонажа. В то время не было понятия равноправия женщин и мужчин, равенства каст. Вера, законодательство, моральные догмы допускали лишь союз, освященный в храме с таинством венчания супругов! Гретхен сблизилась с ученым до церковного венчания, идя на поводу у страсти. Победив на дуэли брата девушки, Фауст вынужденно исчез, оставив возлюбленную в одиночестве. Гретхен расправилась с новорожденным, боясь осуждения окружающих и была приговорена к смертной казни.

Приговор Гретхен. Источник сайт Пинтерест: https://www.pinterest.ru/
Приговор Гретхен. Источник сайт Пинтерест: https://www.pinterest.ru/

Фауст узнал про случившееся с опозданием, и когда он появился ради спасения любимой, она потеряла разум! Причиной послужили потрясения, которые ей пришлось выносить от судьбы. Она не понимала, отчего стала грешницей во взгляде людей просто за свою любовь.

Причина драматического сюжета Гете

Творчество должно повествовать не только обо всем положительном со счастливым концом! Благополучие не приводит к возникновению трудностей судеб людей. Когда же человек становится у края пропасти, когда он осознает тупик ситуации, предстоящие беды, то неизбежно подходит к истинным вопросам сути человеческого бытия. Не важно, личная это или участь постороннего, все равно он ставит вопрос про жизнь и смерть.

Драма - непоправимое бедствие. Отображая ее, настоящее искусство не ставит целью вызвать страх, опасение перед жизнью. Трагедия показала важные происходящие события, наполненные смысла, неординарных людей, жизненные противоречия ради того, чтоб вызвать у читателя лишний раз раздумье над насущным. В любом романе, например у Толстого в "Анне Карениной" драма изображена таким образом, чтобы у читателей появилась эмпатия, сострадание, милосердие к людям! Я в восторге от душевной красоты Анны!

Гретхен тоже прелестна, несмотря на всю тяжесть ее поступка. Гете изобразил чистоту ее души, дар любить по-настоящему. Драма героини состоит в том, что в кризисный миг судьбы рядом с ней не оказалось абсолютно никого, готового помочь и поддержать ее! Гибель девушки неслучайна, как и Анны Карениной. Она умерла в связи с тем, что оказалась в полном одиночестве и брошенной возлюбленным в самый неподходящий момент! Обе героини также стали жертвами того жизненного уклада, когда нравы и общественные законы протестовали их чувствам. Женщина не была тогда на равных с мужчиной.

Драма Фауста

Доктор тоже перенес истинную трагедию. Сначала он был разочарован в литературоведении, чему посвятил большую часть жизни. Второй оказалась его личная драма. Магия омолодила его для новой жизни. Врач встретился с порядочной девушкой, которую смог полюбить по-настоящему всей душой, но истинного счастья так и не обрел. Герой при всей сильнейшей любви чувствует различие их натур. Обаятельная девушка ограничена кругом домашних интересов. Ее полноценное женское счастье заключается в том, чтоб находиться рядом с любимым человеком.

Душевные изыскания Фауста не могли остановиться только на любовной идиллии. Перед ним встала грандиозная цель, вышедшая за рамки семьи и брака. Особенно ярко заметно различие мнений доктора с Гретхен при их разговоре на тему веры в сцене "Сад Марты". Этот эпизод очень важен, представляя собой кульминацию произведения. Врач выразил взгляд на мир и природу, схожий с авторским мнением. Статья поэта "Природа" тоже открыла основы философского размышления писателя.

Финал поэмы

Гете написал поэму в период предрассудков, и показал читателям, что они сыграли решающую роль в роковой участи Гретхен. В первом варианте произведения автор изобразил неизбежность наказания героини во времена "бури и натиска". Через все это вышло его негативное отношение к реальности. Спустя много лет поэт перед окончанием произведения ввел в текст одно слово, обновившее концовку. Зовя доктора сбежать из темницы и бросить отчаявшуюся Гретхен, Мефистофель сказал: "Она осуждена на муки!". Голос свыше кричит обратное: "Спасена!" Небеса простили девушку за ее прегрешение, ведь она осталась чиста духовно даже после тяжести преступления.

Образы Фауста с Мефистофелем из сайта Пинтерест: https://www.pinterest.ru/
Образы Фауста с Мефистофелем из сайта Пинтерест: https://www.pinterest.ru/

Определения Бога и Неба у прозаика имеют моральную суть. Нравственные определения Гете противоречили с церковной доктриной.

Здесь нельзя охватить все стороны драматизма.

В первой части закончена история главной героини. Доктору же еще нужно проделать долгий путь, показанный во второй части драматической поэмы.

Эта публикация создана на основании очерка советского литературоведа. Источники, из которых черпала информацию, получены мной в областной библиотеке Самары на улице Осипенко. Их я называть не буду диванным критикам. Только работодателям, которых посылаю на канал! Вам расскажу лишь один источник. Это цитата в начале публикации, сделанная Гете: Эккерман И "Разговоры с Гете в последние годы его жизни". М., 1981, стр 534.

А вы, дорогие читатели, знакомы с творчеством Гете? Как относитесь к вопросам о смысле жизни, философии, мистике, магии? Успели послушать новый альбом Горшенева на эту тему? Как вам его композиции, посвященные "Фаусту" Гете?