План занятия "Лексическая тема-игрушки":
1. Артикуляционная гимнастика
2. Игра с пазлами на вызов гласных звуков: А, О, У
3. Игра на определение "Большой и маленький"
4. Игра на развитие мелкой моторики с применением стаканчиков и вызов звукоподражания "Бах"
5.Работа со стихотворениями и их обыгрывание вместе с ребенком:
"Кораблик", "Грузовик" и "Лошадка"
Ход занятия:
1. Артикуляционная гимнастика по книге Н.В.Нищевой ( повторяем пройденные упражнения+ добавляем 1-2 новых, смотря по состоянию малыша, готов ли он сегодня идти на контакт и повторять за вами новое артикуляционное упражнение)
2. Игра с пазлами на вызов гласных звуков: А, О, У.
Подготовьте рамку-вкладыш с тематикой "Игрушки". Перед ребенком оставьте только саму рамку, а вкладыши сложите в шкатулку с интересным замочком, чтобы сразу привлечь внимание ребенка. Задача следующая: вы просите открыть шкатулку, используя глагол "Открой", затем просим "Бери 1 игрушку". Далее мы спрашиваем "Что это?" , даем ребенку подумать и попытаться назвать, после чего проговариваем название, делая акцент на ударном звуке. Например, "Это юлА", "Это кУкла", "Это машИна" и т.д. Тянем немного звук, чтобы ребенок попытался повторить его за нами, правильно расположив губы. Затем просим "Ищи, где юлА?"и помогаем положить вкладыш в нужное место. Затем вновь берем следующий вкладыш, давая инструкцию, состоящую из тех же глаголов "Открой", "Бери" и "Ищи".
3. Игра "Большой и маленький". Подготовьте одинаковые игрушки по названию, но отличающиеся по величине ( по 3 шт): 2 куклы, 2 машинки, 2 мяча. Эту игру лучше проводить уже не за столом, а сидя на ковре. Кладем перед ребенком 2 первые игрушки. Сначала спрашиваем, что это? Вновь при назывании делаем акцент на ударный слог " Мяяяяч" или "Куууукла", "Машииина". Далее рассказываем "Это большой мяч, бо бо бо" и слог "Бо" произносим низким голосом. Затем показываем маленький мяч и говорим "Это маленький мяч, ма ма ма" и слог "Ма" произносим чуть высоким голосом. После этого проверяем, запомнил ли ребенок, где большой, а где маленький: " покажи, где бо бо большооой мяч?", когда ребенок покажет пальцем, то говорим "Да, молодец, какой это мяч? Бо бо бо" , стимулируем ребенка повторить за вами. Затем тот же вопрос задаем, но спрашивая, где маленький мяч. После этого игрушки убираем и достаем следующи8е две. Игру проводим в том же порядке, но уже не показываем, где большая и маленькая, а предоставляем право ребенку самому это определить.
4. Игра на развитие мелкой моторики с примением стаканчиков и вызов звукоподражания "Бах". Берем стаканчики, предлагаем ребенку построить высокую башню. Для начала вы ставите первые 2 стаканчика (дном наверх), чтобы ребенок понял, как именно нужно строить башню. Далее вы даете ребенку 1 стаканчик со словом "На", ребенок ставит. Следующий стаканчик вы даете , сказав ребенку "Попроси стаканчик, дай дай дай", после ответа ребенка ( или жеста) отдаем стаканчик, проговаривая "На". После того, как башня построена, мы спрашиваем, что ты построил? Бааашню. Будешь ломать? Да! А как она упадет? Баааах, баааах. Ждем, пока ребенок постарается произнести нужное нам звукоподражание и даем сломать башню. Если вы видите, что ребенок не устал, сохранен интерес к данной игре, он сам начинает снова выстраивать башню, то повторяем действие. В какой-то момент, можете теперь вы попросить стаканчик, сказав "Дай" и посмотрите, как малыш отреагирует на просьбу, попытается ли произнести "На" или пока еще нет.
5. Работа со стихотворениями и их обыгрывание вместе с ребенком.
Стихотворение "Кораблик"
Матросская шапка, веревка в руке,
Тяну я кораблик по быстрой реке.
И скачут лягушки за мной по пятам,
И просят меня: - Прокати, капитан!
( Играем с ребенком или за столом или на ковре, используя игрушечный кораблик и фигурку в виде лягушки). После рассказа стихотворения, просим показать, как плывет кораблик, покажи. Как прыгает лягушка, покажи? А как корабль гудит? Ыыы. А как квакает лягушка? Ква ква. Обсуждаем с малышом стихотворение и насыщаем пассивный словарный запас.
Второе стихотворение про "Грузовик"
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине,
Кот кататься не привык,
Опрокинул грузовик.
( Используем игрушечный грузовик и игрушку в виде кота, которого будем пытаться покатать. Обсуждаем, как едет грузовик? Би би. А как говорит кот? Мяу мяу. А как он упал? Бам).
Третье стихотворение "Лошадка"
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
( Используем лошадку-качалку, если есть, или же фигурку в виде лошади, расческу. Спрашиваем, как говорит лошадка? И го го. А как скачет лошадка? Скок скок. А как мы расчесываемся, покажи.)
Итог занятия:
- Вызов гласных звуков: А, О, У
- Обогащение пассивного словарного запаса ребенка глаголами: открой, бери, ищи, дай
- Вызов слов: на, звукоподражания "бах"
- Развитие у ребенка понимания, где большой и маленький предмет, а также умение звукоподражать "Бо бо"- большой, "ма ма"- маленький
- Развитие у ребенка желания подражать действиям взрослого, вступать в диалог за счет чтения стихотворений и их последовательного обыгрывания.
Следите за новостями, впереди еще больше моих конспектов для занятий с детьми по запуску и развитию речи.