Найти в Дзене
УЕЗДНЫЕ ЗАМЕТКИ

Окрестности Екатеринбурга: по местам утраченной узкоколейки Химмаш - Сарапулка

Всем здравствуйте!

Сегодня мы продолжаем нашу прогулку в окрестностях Малого Истока, центральная тема нашего поста - бывшая узкоколейка Химмаш - Сарапулка. Мы пройдем частично по местам, где она проходила, а также посмотрим на старые фотографии, которые дошли до настоящего дня.

Когда была проложена узкоколейка и зачем?

Причина постройки этой узкоколейки в этих местах была проста и, одновременно, даже географически удалена от лесов Берёзовской дачи. В 1931 году, как писал А. Думчиков, началось строительство Уральского завода тяжелого химического машиностроения, вскоре эта стройка будет законсервирована, однако на момент 1931 года этого ещё не знали. Стройка как завода, так и заводского поселка потребовала огромного количества дерева. Руководству Уралхиммашстроя удалось получить разрешение на вывоз древесины из лесов Берёзовской дачи, в больших массивах между станцией Исток и с. Сарапулка. Поскольку леса вблизи Транссиба считались охранной зелёной зоной, то было принято решение заготавливать древесину в 15 километрах вглубь от станции Исток, примерно вблизи Становского мраморного карьера.

Примерное место, откуда везли лес для Уралхиммашстроя
Примерное место, откуда везли лес для Уралхиммашстроя
В лесах у Становского мраморного карьера
В лесах у Становского мраморного карьера
В лесах у Сарапулки, 1932-1934. Фото из Музея УЗХМ
В лесах у Сарапулки, 1932-1934. Фото из Музея УЗХМ

К 1933 году завод закупил 40 тыс. кубометров древесины в сарапульских лесах. Однако, как же вывезти такое количество леса на промплощадку, которая сильно удалена? Инженер А. Н. Суходский нашёл выход - было решено сделать узкоколейную дорожку не на рельсах, иначе это бы привело к удорожанию строительства, а на деревянных брусках. Строительство узкоколейки было начато зимой 1932-1933 годов. К лету 1933 года узколея была готова, называлась она лежневой дорожкой. Вдоль линии была проложена связь.

Вывоз леса с 15 км узкоколейки, окрестности Сарапулки, 1930-е гг. Фото из Музея УЗХМ.
Вывоз леса с 15 км узкоколейки, окрестности Сарапулки, 1930-е гг. Фото из Музея УЗХМ.

Узкоколейка шла к станции Исток, где был склад древесины, и затем древесина перегружалась в вагоны, которые везли по Транссибу до разъезда Кольцово, а с Кольцово по ширококолейной дороге везли стройматериалы до промплощадки. Строительство 15 километров лежневой дорожки обошлось заводу в 625 тыс. советских рублей.

Склад древесины у станции Исток. Фото из Музея УЗХМ
Склад древесины у станции Исток. Фото из Музея УЗХМ
Вагоны на ширококолейной ж.д. промплощадки
Вагоны на ширококолейной ж.д. промплощадки
Перевозка древесины по промплощадке строящегося завода. 16.05.1934. Фото из Музея УЗХМ
Перевозка древесины по промплощадке строящегося завода. 16.05.1934. Фото из Музея УЗХМ

Полученная дорожка получилась и вправду узкой. В отчете А. Н. Суходского указано, что при колее в 750 мм ширина полотна достигала лишь 2,5 метров вместо нормативных 3 метров. Ящики между шпалами были засыпаны щебёнкой с глиной, отчего узкоколейка в болотистой местности проседала. Для разъезда составов с древесиной было устроено 3 тупика.

За период с января по сентябрь 1934 было вывезено 10 тыс. кубометров древесины, зимой количество древесины вывозили в два раза больше, чем летом.

Ремонт узкоколейки, 1933-1934 гг. Фото из Музея УЗХМ
Ремонт узкоколейки, 1933-1934 гг. Фото из Музея УЗХМ
Монтаж мотовозов, 1930-е гг. Фото из Музея УЗХМ
Монтаж мотовозов, 1930-е гг. Фото из Музея УЗХМ

Зимой 1933-1934 года было достроено ещё 7 км пути узкоколейки, однако с лета 1934 года они консервируются на неопределённый срок, поскольку строительство завода начинает терпеть неудачу.

Остатки насыпи узкоколейки в наши дни. Район Ново-Свердловской ТЭЦ
Остатки насыпи узкоколейки в наши дни. Район Ново-Свердловской ТЭЦ

Что ходило по узкоколейке?

На узкококлейке курсировали мотовозы. переделанные из тракторов "Фордзон". Обычно "состав" выглядел таким образом: к одному мотовозу прикреплялось два вагона, на которых вывозили дерево.

Составы на пути к станции Исток. Фото из Музея УЗХМ
Составы на пути к станции Исток. Фото из Музея УЗХМ
Гараж мотовозов, 1933-1934. Фото из Музея УЗХМ
Гараж мотовозов, 1933-1934. Фото из Музея УЗХМ
Ремонт мотовозов у станции Исток. Фото из Музея УЗХМ
Ремонт мотовозов у станции Исток. Фото из Музея УЗХМ

Поскольку в некоторых местах из-за нехватки шурупов шпалы крепились гвоздями, то железные полосы на деревянных "рельсах" часто переминались или выскакивали из креплений после проезда состава.

На узкоколейке УЗХМ - Сарапулка, Октябрь 1934 года. Фото А. Н. Суходского
На узкоколейке УЗХМ - Сарапулка, Октябрь 1934 года. Фото А. Н. Суходского

Сама узкоколейка, по словам жителей станции Исток, использовалась также и в годы войны, однако потом много лет стояла неиспользованной. В 1970-е годы узкоколейку разобрали, от неё теперь остались лишь насыпи в лесу. В конце 1970-х годов по части узкоколейки, где были выемки на верхней фотографии, были проложены трубы.

Частично по местам узкоколейки сейчас пролегают грунтовые дороги
Частично по местам узкоколейки сейчас пролегают грунтовые дороги
Место бывшей будки рядом с узкоколейкой - большая яма с досками внизу
Место бывшей будки рядом с узкоколейкой - большая яма с досками внизу
трубы в Семиручьевом болоте
трубы в Семиручьевом болоте
Остатки временных построек близ УЖД
Остатки временных построек близ УЖД

Недалеко от дороги можно найти ямы глубиной в 2-3 метра, откуда брали глину для заполнения ящиков между шпалами.

Старый карьер
Старый карьер
Ещё один карьер в лесах у Ново-Свердловской ТЭЦ
Ещё один карьер в лесах у Ново-Свердловской ТЭЦ

Спасибо за внимание!

-21

Ссылки:

1) Думчиков А. Исторический лонгрид о микрорайоне Химмаш https://ekb7.ru/himmash

2) Суходский А. Н. Лежневая дорожка // Опыт стройки. 1934. Вып. 10. С. 13-14.

#техника ссср

#железные дороги урала

#уральская промышленность

#инженерная мысль

#леса урала