Всем здравствуйте!
Сегодня мы продолжаем нашу прогулку в окрестностях Малого Истока, центральная тема нашего поста - бывшая узкоколейка Химмаш - Сарапулка. Мы пройдем частично по местам, где она проходила, а также посмотрим на старые фотографии, которые дошли до настоящего дня.
Когда была проложена узкоколейка и зачем?
Причина постройки этой узкоколейки в этих местах была проста и, одновременно, даже географически удалена от лесов Берёзовской дачи. В 1931 году, как писал А. Думчиков, началось строительство Уральского завода тяжелого химического машиностроения, вскоре эта стройка будет законсервирована, однако на момент 1931 года этого ещё не знали. Стройка как завода, так и заводского поселка потребовала огромного количества дерева. Руководству Уралхиммашстроя удалось получить разрешение на вывоз древесины из лесов Берёзовской дачи, в больших массивах между станцией Исток и с. Сарапулка. Поскольку леса вблизи Транссиба считались охранной зелёной зоной, то было принято решение заготавливать древесину в 15 километрах вглубь от станции Исток, примерно вблизи Становского мраморного карьера.
К 1933 году завод закупил 40 тыс. кубометров древесины в сарапульских лесах. Однако, как же вывезти такое количество леса на промплощадку, которая сильно удалена? Инженер А. Н. Суходский нашёл выход - было решено сделать узкоколейную дорожку не на рельсах, иначе это бы привело к удорожанию строительства, а на деревянных брусках. Строительство узкоколейки было начато зимой 1932-1933 годов. К лету 1933 года узколея была готова, называлась она лежневой дорожкой. Вдоль линии была проложена связь.
Узкоколейка шла к станции Исток, где был склад древесины, и затем древесина перегружалась в вагоны, которые везли по Транссибу до разъезда Кольцово, а с Кольцово по ширококолейной дороге везли стройматериалы до промплощадки. Строительство 15 километров лежневой дорожки обошлось заводу в 625 тыс. советских рублей.
Полученная дорожка получилась и вправду узкой. В отчете А. Н. Суходского указано, что при колее в 750 мм ширина полотна достигала лишь 2,5 метров вместо нормативных 3 метров. Ящики между шпалами были засыпаны щебёнкой с глиной, отчего узкоколейка в болотистой местности проседала. Для разъезда составов с древесиной было устроено 3 тупика.
За период с января по сентябрь 1934 было вывезено 10 тыс. кубометров древесины, зимой количество древесины вывозили в два раза больше, чем летом.
Зимой 1933-1934 года было достроено ещё 7 км пути узкоколейки, однако с лета 1934 года они консервируются на неопределённый срок, поскольку строительство завода начинает терпеть неудачу.
Что ходило по узкоколейке?
На узкококлейке курсировали мотовозы. переделанные из тракторов "Фордзон". Обычно "состав" выглядел таким образом: к одному мотовозу прикреплялось два вагона, на которых вывозили дерево.
Поскольку в некоторых местах из-за нехватки шурупов шпалы крепились гвоздями, то железные полосы на деревянных "рельсах" часто переминались или выскакивали из креплений после проезда состава.
Сама узкоколейка, по словам жителей станции Исток, использовалась также и в годы войны, однако потом много лет стояла неиспользованной. В 1970-е годы узкоколейку разобрали, от неё теперь остались лишь насыпи в лесу. В конце 1970-х годов по части узкоколейки, где были выемки на верхней фотографии, были проложены трубы.
Недалеко от дороги можно найти ямы глубиной в 2-3 метра, откуда брали глину для заполнения ящиков между шпалами.
Спасибо за внимание!
Ссылки:
1) Думчиков А. Исторический лонгрид о микрорайоне Химмаш https://ekb7.ru/himmash
2) Суходский А. Н. Лежневая дорожка // Опыт стройки. 1934. Вып. 10. С. 13-14.
#техника ссср
#железные дороги урала
#уральская промышленность
#инженерная мысль
#леса урала