Найти в Дзене
околоКУЛЬТУРНО

Муза: главная женщина в жизни писателя

Оглавление

Традиция почитания женщин в искусстве расцвела не сразу - к эпохе Возрождения. С тех времен многие писатели называют главным стимулом к творчеству любовь к женщине, иногда и не одной. О ком же думали известные писатели? И как познакомились со своими музами?

Эдгар По и Вирджиния Клемм

Американский писатель и поэт Эдгар Аллан По может озадачить читателей с тонкой душевной организацией не только своим творчеством, но и биографией. Брак между двоюродными братьями и сестрами — не самое страшное, что случалось в истории. Но разница в возрасте приводит в шок многих. Ему было 26, ей - 12.

-2

Несмотря на юный возраст невесты, мать девочки все-таки дала согласие на брак. Венчание, однако, состоялось тайно. Спустя два года церемонию повторили для многочисленных родственников, большая часть из которых так и не одобрила этот союз. Что до супругов, то они были счастливы друг с другом, и до самой смерти Вирджинии влюбленные были неразлучны.

Вирджиния умерла от туберкулеза. После смерти жены Эдгар Аллан По чувствовал себя подавленным, начал злоупотреблять алкоголем. Считается, что борьба жены с болезнью и смертью повлияла на многие произведения писателя, как поэтические, так и прозаические, где в качестве главной героини появляется молодая умирающая женщина. Например: «Аннабель Ли», «Ворон», «Лигейя».

Лев Толстой и Софья Толстая

Сентябрь 1862 года. Лев Толстой делает предложение Сонечке Берс. И даёт ей прочитать свои дневники, где рассказано о его бурной интимной жизни. Соня, прочитав, соглашается выйти замуж. Толстой ликует: его невесте всего 18, а она уже так мудра. Он и не догадывался, что после прочтения этой исповеди у Сони случилась истерика.

-3

Патриархальный уклад провинциального поместья, частые беременности и нелегкий характер мужа влияли не лучшим образом на расположение молодой хозяйки. В 1863 году она писала: «Мало-помалу я совсем отстала от хозяйства, а Лев Николаевич все горячее относился к нему. Беременность меня замучила; дела настоящего у меня не было; домашнее хозяйство, переписывание для Льва Николаевича — все это было слишком мало для моей энергичной, живой натуры».

В начале их совместной жизни она только переписывала романы Льва Толстого, трудилась без отдыха. Лишь во время родов, болезней и смертей детей она физически не могла переписывать произведения своего мужа, и тогда Лев Николаевич нанимал переписчика.

С 1885 года Софья Толстая начала корректировать тексты своего мужа. Это было нелегким делом для заядлой читательницы: приходилось отрешаться от смысла произведения и механически отслеживать ошибки и неточности. Софье Толстой приходилось исполнять роль литературного агента и секретаря своего прославленного мужа, который к тому времени почти потерял интерес к семейной жизни и литературе.

Умерла Софья Толстая в 1919 году от воспаления легких на 76-м году жизни. В Ясной Поляне супруга Льва Толстого прожила почти 60 лет. Несмотря на все разногласия между писателем и его женой, Софья Толстая была правой рукой своего знаменитого мужа, его помощником, советчиком и самым главным в жизни романом.

Виктор Гюго и Жюльетта Друэ

-4

Красавице и талантливой артистке Жюльетте Друэ в постановке пьесы Гюго «Лукреция Борджиа» досталась совсем небольшая роль. Она, впрочем, вместо того чтобы выразить недовольство, тут же заявила, что в произведениях маэстро маленьких ролей не бывает, чем и привлекла внимание литератора. Гюго был представлен мадемуазель Друэ сразу после премьерного спектакля в 1832 году. Начался бурный роман, где правила устанавливал литератор.

По требованию Гюго Жюльетте пришлось отказаться от роскошной жизни, ведь дорогими вещами, ювелирными украшениями и даже жильем девушку обеспечивали состоятельные поклонники. Виктор Гюго, однако, в решении любовницы отстраниться от светской жизни и порвать с прошлым ничего героического не усматривал, напротив, воспринимал это как должное. Финансировать актрису он также не собирался и в качестве посильной помощи предложил Друэ стать своим личным секретарем.

Именно она впоследствии первой читала все его произведения. Но назвать этот союз счастливым довольно сложно, ведь Гюго был официально женат, не пренебрегал случайными связями, но в то же время дотошно контролировал каждый шаг Жюльетты. Всю оставшуюся жизнь бывшая звезда прожила возле своего возлюбленного.

Сергей Есенин и Айседора Дункан

Знаете ли вы, как умеет любить хулиган? Айседора Дункан знала и чувствовала эту необычайно темпераментную любовь. Талантливая балерина и поэт-бунтарь с первого дня знакомства узнали друг в друге тех, с кем хотели бы прожить вечность. Помешать этому союзу не могли ни большая разница в возрасте (Айседора была старше на 18 лет), ни языковые преграды, ни разные представления о жизни.

-5

Балерина придерживалась феминистских взглядов и никогда не думала, что ради любимого сможет пожертвовать своими убеждениями. Однако, свадьба Есенина и Дункан состоялась. осле заключения брака супруги вместе отправились на гастроли балерины, но в чужой стране поэт чувствовал себя покинутым и ненужным, он терялся в лучах славы Айседоры. Европа, США... Есенин быстро устал от чужих стран и навязчивого присутствия Дункан.

По возвращении в Россию отношения поэта и танцовщицы были как будто неисцелимы: полный «тоски смертельной, невыносимой». В разговорах с друзьями поэт неустанно подчеркивал, что она ему больше не нужна: теперь в Европе и Америке его «лучше помнят, чем Дункан». Айседора, впрочем, не отступала: желая спасти своего поэта, она лишала его одиночества и простора.

В один из душных августовских дней Есенин оставляет Дункан в особняке на Пречистенке, чтобы больше никогда там не появиться.

Франц Кафка и Милена Есенская

-6

«Ты — моя, даже если я тебя никогда не увижу», — писал Франц Кафка журналистке Милене Есенской, с которой его связывали очень близкие, но абсолютно несчастливые отношения. Впервые они встретились в 1919 году в одном из небольших пражских кафе. Этому свиданию предшествовала записка Есенской Кафке, где она с восхищением отозвалась о его рассказе «Кочегар». Надо сказать, что письма вообще стали главным подтверждением этого странного романа: Милена жила в Вене с мужем, Кафка — в Праге, а увидеться в реальности им удалось всего несколько раз. Так, единственное их полноценное свидание состоялось годом позже в австрийской столице, там влюбленным посчастливилось провести вместе целых четыре дня, чтобы потом расстаться навсегда.

Письма от бывшего любовника журналистка хранила и после его смерти, только в конце 30-х передав их своему приятелю Вилли Хаасу. В 1952 году послания были опубликованы.