📅 Звуковой Календарь 28/05/2022
История Серебряного века полна судьбами интересных и уникальных людей искусства. Одним из них был Максимилиан Волошин - поэт, переводчик, литературный критик, художник, со дня рождения которого сегодня исполняется 145 лет.
Он родился в Киеве в семье коллежского советника. Первые годы прошли в Таганроге и Севастополе, в 1881 г. после смерти отца семья переехала в Москву. В гимназические годы Максимилиан написал первые стихи и впервые публично выступил на поэтическом вечере с чтением стихотворения Пушкина «Клеветникам России». С 5 лет он читал, рано полюбил Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя, Достоевского, Байрона и Эдгара По.
Гимназические годы Волошин в автобиографии описывал неприязненно и лаконично:
«Тоска и отвращение ко всему, что в гимназии и от гимназии. Мечтаю о юге и молюсь о том, чтобы стать поэтом. То и др. кажется немыслимым. Но вскоре начинаю писать скверные стихи и судьба неожиданно приводит меня в Коктебель».
Этот отъезд случился в 1893 г., и с этих пор Коктебель всю жизнь будет оставаться его домом и местом особой важности. До 1897 г. Волошин учился в Феодосийской гимназии, которая, как и прежняя, казалась ему «кошмаром». Окончив ее, он поступил на юридический факультет в Москве, но и здесь не нашел себе места. Он был исключен из университета за студенческие беспорядки, затем восстановлен и снова выслан из Москвы. В 1900 г., путешествуя по Средней Азии, Волошин с облегчением принял решение не возвращаться в университет.
К этому времени он уже побывал в Австрии, Германии, Италии, Греции. В 1901 г. начинается длительный парижский период жизни Волошина, посвященный интеллектуальному и духовному развитию. Он интересуется множеством религиозных и философских течений: буддизмом, оккультизмом, магией, католичеством, теософией. Он решает целиком посвятить себя искусству и литературе, живет в Париже, странствует «по странам, музеям, библиотекам», часто бывая и в России, учится рисованию, живописи и совершенствует навыки стихосложения. В 1903 г. во время приезда в Петербург Волошин знакомится с выдающимися русскими поэтами, мыслителями и художниками своего времени - Александром Блоком, Валерием Брюсовым, Александром Бенуа, Василием Розановым и другими. В эти годы Волошин пишет статьи о живописи и литературе, и литературная деятельность постепенно перетягивает его в Петербург, а затем в Москву. В 1910 г. Выходит его первая книга стихов «Стихотворения. 1900-1910».
В предвоенные годы Волошин много времени проводил в «коктебельском затворе», где занимался живописью, но бывал и в Москве, где участвовал в диспутах, работал над статьями и переводами, встречался с Алексеем Толстым, Марией Цветаевой, Константином Станиславским и другими деятелями искусства.
Накануне Первой Мировой войны Волошин уехал в Швейцарию и участвовал в строительстве антропософского храма под руководством Рудольфа Штейнера. В 1915 г. уехал в Париж, где работал над своей книгой стихов «Anno Mundi Ardentis». Она была выпущена в 1916 г. в Москве, и тогда же Волошин навсегда покинул Европу и вернулся в Коктебель.
После революции в советской России вышло всего два стихотворных сборника Волошина: «Иверни» и «Демоны глухонемые». В 1923 г. вышла критическая статья Б. Таля «Поэтическая контрреволюция в стихах М. Волошина», и стихи поэта перестали издавать в СССР. В таком положении «писателя вне литературы» Волошин много и плодотворно работал над новыми стихами. Среди написанного в послереволюционный период - поэмы «Россия» и «Таноб», стихотворения «Северовосток», «Дом поэта» и многие другие. Волошин несколько раз выступал с чтением своих стихов, в 1928 г. вступил во Всероссийский Союз писателей, в 1930 г. перевел «Юлиана Странноприимца» Гюстава Флобера для Государственного литературного издательства. Но большая часть его литературного наследия долгие годы оставалась неизданной. В послереволюционное время большее внимание получила живопись Волошина. В 1925-1930 гг. его акварели выставлялись на нескольких выставках Общества им. К. К. Костанди в Одессе, в московской Государственной академии художественных наук, в Ленинграде, в Симферополе и Феодосии, в Риге, Лондоне, Голландии.
После революции Волошин много занимался общественной деятельностью. Он участвовал в работе творческих кружков и объединений, был инспектором по охране памятников искусства и науки в Феодосийском уезде, работал в феодосийской комиссии по улучшению быта ученых, в 1928 г. был избран членом Общества им. К. К. Костанди в Одессе. Его общественная деятельность выходила из личной убежденности в том, что «корень всех социальных зол лежит в институте заработной платы». Все, что Волошин производил, он стремился отдавать безвозмездно, и даже свой Дом Поэта в Коктебеле в 1924 г. был превращен им в бесплатный дом отдыха - приют для писателей и художников. После ухудшения здоровья в 1931 г. Волошин передал этот дом Союзу писателей. 11 августа 1932 г. Максимилиан Волошин ушел из жизни и был похоронен на горе Кучук Енишар в Коктебеле.
Предлагаем вам послушать сегодня Cтихотворение Максимилиана Волошина «Карадаг» в исполнении В. Д. Ларионова (запись 1986 г.):
🔈 http://ргафд.рф/callendar/28-05-2022
#максимилианволошин #волошин #поэт #стихотворение #серебряныйвек #коктебель #карадаг #ларионов #звуковойкалендарь #ргафд
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.