Такое выражение мы зачастую используем в нашей речи. Козлом отпущения называют человека, который не совершал ничего плохого, но его все равно обвинили во всех грехах.
Например, в цехе пропали детали. Кто-то их украл. Подозрения пали на одного из рабочих. А он вообще в день пропажи деталей находился на больничном. В этом случае он справедливо может возмутиться, что из него пытаются сделать козла отпущения. Ситуация, возникающая, к сожалению, далеко не редко.
Откуда же взялось это выражение и почему именно козел?
Появлению этого фразеологизма поспособствовали сразу несколько факторов.
Известно, что в иудаизме козел считался тем ритуальным животным, на которого можно было возложить все людские грехи, а потом принести его в жертву богу, чтобы путем такого ритуала искупить все прегрешения.
При этом лишь на первоначальном этапе человеческой истории козла этого резали или сжигали, впоследствии его могли просто отпустить в путешествие в пустыню. Считалось, что, наблюдая за злоключениями этого несчастного животного в безводной и бесплодной пустыне, высшие силы непременно сжалятся над ним и отпустят все вмененные ему грехи.
Ритуал возложения грехов проводился всегда в определённый день - в праздник Йом Кипур. В этот священный день в храм приводили двух одинаковых козлов. Чтобы определить волю бога, священник подкидывал монетку, с помощью которой и определялась дальнейшая судьба этих животных.
Одного из козлов, на которого не падал жребий, могли либо съесть, либо просто вернуть хозяину, а вот на другого священнослужитель с помощью специального ритуала переносил все людские грехи. Иногда перепуганное животное после такой процедуры, вырвавшись из рук святителей, само прыгало со скалы. В таком случае считалось, что все возложенные на него грехи бог сразу же простил. Такой вариант событий был самым желанным.
Если же ритуальное животное возвращалось из пустыни к человеческому жилью, это означало, что бог не принял принесенную жертву и не простил грехи людей. В этой ситуации ритуал следовало повторить.
У христиан козел нередко воспринимается как символ самопожертвованием Христа, в связи с чем сам Спаситель нередко именуется Агнцем Божьим.
Многие верующие, однако, усматривают в этом животном образ дьявола. Конечно, людские грехи на владыку преисподней не переносились, он нес наказание за собственные деяния, поскольку считался источником всех человеческих грехов. Поэтому-то на козла и шли гонения, что он ассоциировался с образом дьявола. Не зря в воображении средневековой инквизиции на шабашах ведьм непременно присутствовал козел как воплощение дьявольской сущности.
В современности образ козла практически утратил всю свою сакральность.
Наши современники выражение «козел отпущения» используют только для того, чтобы обозначить того человека, который попал под горячую руку и при этом стал без вины виноватым.
В английском языке существует схожее выражение – «мальчик для битья». Впервые оно возникло при английском дворе в середине 15 века. Тогда считалось, что король - это воплощение бога на земле, транслятор его воли, и поэтому всеми делами и словами помазанника божьего руководил бог.
Когда сын правителя вел себя ненадлежащим образом, наказывать его не мог никто. Тогда учителя и воспитатели наследника, чтобы иметь возможность приводить воспитанника в чувство, изобрели очень искусный метод наказания. Они наказывали вместо принца мальчика, который назначался специально для этого из числа детей дворян, жил рядом с принцем и был его другом. Страдания ни в чем не повинного приятеля заставляли принца вести себя подобающим образом и прикладывать больше усилий при обучении.
Конечно, в современном мире оба выражения - и козел отпущения, и мальчик для битья - всего лишь метафора, но попытки переложить вину на других люди все также предпринимаются. Поэтому всегда нужно уметь защищать себя и не позволять делать виновным в тех проступках, к которым не имеешь никакого отношения.