Найти тему
Александр Павловский

Шедевр русской литературы о котором никто не знает. "Антихрист" Валентина Свенцицкого выворачивает душу наизнанку

Уважаемые Читатели и Подписчики,

Известно ли кому-нибудь имя некоего Свенцицкого Валентина Павловича? Смею предположить, что, если и известно, то максимально узкому числу людей. Сам я наткнулся на Свенцицкого совершенно случайно, после просмотра видео о Леониде Андрееве, где один из критиков назвал его роман "Антихрист. Записки странного человека" предвестником андреевского "Дневника сатаны".

Меня чрезвычайно заинтересовал этот роман, однако, в продаже книги не было, ибо роман крайне редкий и мало кому известный. Пришлось скачать книгу в pdf формате и читать так. Что можно сказать после прочтения? Это, как говорится, бомба! Настоящий духовный удар. Знаете, если "Антихрист" Ницше - это великолепный способ укрепить свою веру, то психологический роман Свенцицкого доподлинно раскрывает сущность человека-зверя. Этот роман невероятно актуален в наше время.

"Записки странного человека" Валентина Свенцицкого - это своеобразный сплав "Записок из подполья" Достоевского, "Дневника сатаны" Леонида Андреева и "Дьявола" Льва Толстого. Причём, в лучшем смысле.
"Записки странного человека" Валентина Свенцицкого - это своеобразный сплав "Записок из подполья" Достоевского, "Дневника сатаны" Леонида Андреева и "Дьявола" Льва Толстого. Причём, в лучшем смысле.

Цитаты из книги:

"Моё внутреннее отношение к пороку, ко злу абсолютно безразлично". (с)
"Во мне не хватает какого-то нерва, который реагировал бы на зло так, а на добро иначе". (с)

Чем примечателен носитель западных прогрессивных ценностей? Именно отсутствием какого-то нерва, который прорисовывал бы жирную черту между добром и злом. Этот "нерв" можно называть совестью, можно неким чутьём, но смысл не меняется: если этого нерва нет, то человек может дойти до самых фантастических душевных вывертов, до того зла, который мы нынче наблюдаем в голливудской массовой культуре - культ убийства, разврата, насилия. Аморфность души и полное безразличие ко всему (кроме себя, конечно).

Роман "Антихрист" Свенцицкого именно об этом. Это исповедь Дьявола, или, как он сам себя называет, "странного человека". Через своего странного человека Валентин Павлович хирургически точно раскрывает психологический тип Антихриста, вернее, носителя его тленного духа.

"Я сделал неожиданное открытие. Я заметил, что какую бы гнусность я ни думал, какую бы зверскую роль в своём воображении я ни играл, никогда ни малейшего протеста не шевелилось в моей душе. Больше того. Как бы скверно или несправедливо я ни поступил, сам поступок, как таковой, не вызывал во мне ни малейшего раскаяния". (с)

Антихрист испытывает постоянную потребность казаться Христом. Именно казаться, а не быть. Зло должно играть роль добра. Так оно живёт. Это античеловеческие ценности, которые должны казаться человеческими. Об этом пишет Свенцицкий. Автор в форме записок (сразу вспоминаем Достоевского) рассказывает нам историю становления Антихриста - от детства обычного юноши до осознания себя Дьяволом. Странный человек выводит собственную теорию Антихриста: этот тлетворный дух подобен насекомому "наездник", который вводит яд в тело другого насекомого - яд изнутри разъедает больное тело, но снаружи этого не видно.

Этот 25-и летний странный человек, будучи, по сути, олицетворением зла, испытывает постоянную потребность проповедовать добро. И у него получается - люди принимают его за истинного христианина, даже не представляя, какая грязь бурлит в дьявольском котле его сознания. В своих мыслях он издевается над слушателями. Говорит им о Боге, а сам в мыслях своих смеётся над ними:

"Ну что, догадаетесь ли вы, идиоты, о чём я думаю? Говорю вам о Боге, а сам фантазирую о самом мерзком разврате!"

"Вы не смотрите на него, что он учёный или видный общественный деятель, — вы спросите его жену, какой он пакостник и развратник, а ещё лучше его любовницу". (с)

Не знаю почему, но когда я читал "Записки странного человека", я думал о нашем времени, о нашей эпохе, вспоминал даже "1984" Оруэлла. Неоколониализм (рабство) испытывает постоянную потребность представлять себя свободой и демократией. Так же как и наш странный человек, который чем быстрее несётся к вратам Ада, тем острее нуждается в проповедях о Рае. Это книга о нашем больном времени, которую, по политическим мотивам, утопили после Октрябрьской Революции 1917-го года. Если книги Леонида Андреева не удалось полностью растворить в кислоте, то мощнейший роман служителя Русской Православной Церкви удалось так-таки предать забвению. Его необходимо воскресить!

"Прежде прогрессом было движение ко Христу, теперь — движение к Антихристу". (c)

Уважаемые Читатели и Подписчики, это нужно прочитать! Спасибо за внимание.

Антихрист Свенцицкий В.П.

#русская литература #серебряный век #рецензия на книгу

Разрушение цивилизации в жестоком романе "Повелитель мух" Уильяма Голдинга. Книга на злобу дня
Александр Павловский3 июня 2022