Кто может работать на Яндекс.Маркете
Продавать товары и услуги на площадке могут только юридические лица или ИП, с самозанятыми маркетплейс пока не работает. Система налогообложения — ОСНО или УСН.
Четыре модели работы
Яндекс.Маркет использует четыре основные модели работы с поставщиками товаров, в зависимости от того, какую часть логистического процесса партнёр передаст маркетплейсу.
- FBY (Fulfillment by Yandex) – весь процесс от оформления заказа до выдачи его покупателю выполняет маркетплейс, а продавец просто передаёт товар на склад.
- FBY+ (Fulfillment by Yandex+) – поставка под заказ. Это модификация предыдущей модели с той лишь разницей, что продавец хранит товар на своём складе и передаёт нужное количество маркету после оформления заказа покупателем.
- FBS (Fulfillment by Seller) – отгрузка со склада продавца. Собранный и упакованный товар партнёр передает в сортировочный центр или пункт приёма для дальнейшей доставки.
- DBS (Delivery by Seller) – продажа с доставкой продавца. Продавец после оформления заказа самостоятельно упаковывает и доставляет покупателю.
Яндекс.Маркет позволяет совмещать разные модели работы, но для этого придётся создать новый магазин, за исключением случая совместной работы по схеме FBY и FBY+.
Например, платное хранение на складе маркета начинается с 45 дня, поэтому по схеме FBY удобнее продавать товары с хорошей оборачиваемостью, а по FBY+ с низкой.
Ценные и дорогостоящие вещи лучше отгружать со своего склада, для них подойдут модели FBY+, FBS или DBS.
Выбор модели DBS позволяет работать из любого региона, продавать товары, которые маркет не принимает на свой склад: опасные или крупногабаритные, и доставлять даже скоропортящиеся продукты и живые цветы.
ADV — рекламная модель: покупатель выбирает товар и по ссылке переходит на сайт магазина-продавца. Так маркет работал долгие годы, но сейчас постепенно от неё отказывается.
Как зарегистрироваться
Чтобы начать работать на маркете:
- Изучите документы, Яндекс предлагает своим партнёрам два договора:
— Договор на оказание своих услуг. Он определяет порядок работы, оплаты, получения документов.
— Договор на продвижение сервиса. В нём изложены условия участия в рекламных акциях и скидочных кампаниях. - Вам предложат выбрать модель работы. Обратите внимание: изменить модель работы после регистрации можно будет только с FBY на FBY+ и обратно. В других случаях придётся создавать новый магазин.
- Заполните свои юридические данные и отправьте заявление на подключение. Проверка занимает около двух рабочих дней.
- После получения положительного ответа от маркета можно загружать информацию о товарах, документы (например, сертификаты соответствия), цены и работать с заказами.
Яндекс вводит новую схему работы с товарами — единый каталог. Вам не нужно формировать и загружать файл с ценами, достаточно просто передать всю информацию о товаре в одном файле маркету.
Ценообразование
Для одной товарной позиции на маркете есть только одна карточка товара — страница на сайте с информацией, характеристиками и ценами. Она формируется самим маркетом и в ней показываются цены разных продавцов, продающих этот товар.
Продавцы самостоятельно определяют стоимость товара, поэтому одинаковые позиции могут выставляться магазинами по разным ценам. В карточке покупатель видит все условия продажи от магазинов.
Маркет сначала предлагает к покупке товары по лучшей цене, а при одинаковых — по очереди. Не завышайте цены: если ваше предложение окажется на 20% выше среднего по рынку, его уберут с витрины. Исправить это можно, только опустив цену.
Комиссия маркетплейса
Маркетплейс берёт с продавцов:
- комиссию за размещение товара — от 2% до 9%,
- комиссию за прием и перечисление денег от покупателя — 1%,
Эти платежи рассчитают автоматически и удержат из платежа до 15 числа следующего месяца.
В зависимости от выбранной модели работы дополнительно с вас возьмут за обработку заказа, хранение, сборку, доставку, а общая сумма комиссии будет зависеть и от категории товара, его габаритов и веса.
Документы и отчеты
В начале каждого месяца маркетплейс отправляет своим партнёрам закрывающие документы за прошедший месяц одним из двух способов:
- Если вы не подключены к электронному документообороту (ЭДО) – на почтовый адрес и адрес электронной почты, указанные при регистрации.
- По ЭДО. Яндекс.Маркет работает с Контур.Диадок и СБИС Тензор, подключитесь к одному из них.
По договору об оказании услуг маркета вы получите:
- Акт об оказании услуг и счёт-фактуру на сумму услуг маркетплейса;
- Отчёт об исполнении поручения — расширенная информация обо всех услугах за месяц.
- Сводный отчёт по данным статистики — движение товаров за месяц.
По договору на оказание услуг по продвижению сервиса маркет направит акт об оказанных услугах и счёт-фактуру.
Документы можно скачать в личном кабинете шестого числа каждого месяца. Если маркетплейс не получит подписанные документы до 15 числа, он прекратит выплаты по договору.
В личном кабинете вам предложат аналитические отчёты, например, динамику продаж, отчёт об остатках на складах, о маркированных товарах или отчёт по индексу качества. Их количество и содержание зависят от выбранной вами модели работы.
Чтобы быть в курсе новостей интернет-торговли, изучать статистику продаж, видеть актуальную информацию по товарам, ценам, магазинам Яндекса, вы можете подключиться к сервису Яндекс.Маркет Аналитика.
Взаиморасчёты
Яндекс.Маркет перечисляет деньги своим партнёрам сразу после получения их от покупателя. Если заказ оплачен онлайн — перечисление продавцу на следующий день после оплаты, если при получении заказа — в течение 5 рабочих дней. В начале каждого месяца маркет автоматически удержит свою комиссию за прошлый месяц из очередных платежей.
Продвижение товаров
Маркетплейс предлагает своим партнёрам различные способы продвижения товаров: скидки, акции, промокоды, участие в аукционе или программе лояльности. Условия разные: какие-то скидки компенсирует Яндекс, другие — за ваш счёт.
Вы можете сами устанавливать скидку на товар, создавать промокоды, повышать ставку на товар на аукционе. Это поднимет позицию товара в карточке и отобразит его на главной странице.
Использование логотипа магазина поможет привлечь внимание ваших постоянных клиентов, а участие в программе лояльности подарит пользователям сервиса Яндекс.Плюс кэшбэк за покупку товара. Бесплатно рекламировать магазин можно даже просто регулярно отвечая на вопросы покупателей.
Что ещё нужно учесть
Маркетплейс следит за работой своих партнёров и может в одностороннем порядке отключить магазин. Это может случиться:
- Если вы не предоставите документы о качестве товара.
- Если вы забудете сообщить о закрытии своего юрлица или ИП. Специалисты маркета постоянно проверяют актуальность ваших данных.
- Если снизится индекс качества. Его рассчитывает маркетплейс. Например, когда магазин часто срывает продажи: не поставляет товар, не выполняет или отменяет заказы, маркет сначала ограничивает число заказов в день, а затем — отключает.
Плюсы работы с Яндекс.Маркет
- Яндекс.Маркет постоянно развивается, это привлекает на площадку новых клиентов.
- Интеграция с сервисами Яндекса позволяют маркетплейсу стать привлекательным для покупателей. Например: пользователи Яндекс.Плюс получат кэшбэк за покупки с вашими промокодами, а через водителей Яндекс.Go можно доставить небольшие посылки за 1-2 часа.
- Маркетплейс предлагает гибкие варианты работы.
- На площадке есть возможность пользоваться аналитическими системами Яндекс.Аналитика.
- Маркет предоставляет подробную и разнообразную отчетность.
Минусы работы с Яндекс.Маркет
- На витрине видны лучшие предложения по цене товара. Чтобы покупатель увидел ваш магазин среди продавцов, цену приходится снижать.
Выводы
Перед регистрацией определитесь с моделью работы.
- Следите за показателем индекса качества магазина.
- Чтобы предложения вашего магазина были видны покупателям, не завышайте цену и участвуйте в акциях.
- Не игнорируйте вопросы покупателей, отвечая на них, вы сможете бесплатно рекламировать свой магазин.