Найти в Дзене

Здрав, буди, боярин! Как ГК «КТБ» участвовала в реставрации здания царского стольника

Оглавление
кинокадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" с трапезой царской особы и приближенных
кинокадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию" с трапезой царской особы и приближенных

Если спросить первого попавшегося прохожего, а кто такой стольник? Большинство, пожалуй, и не ответят. А ведь когда-то вся Москва знала их имена, потому что они входили в ближний круг московского царя и даже застраивали улицы в Первопрестольной.

Сегодня наш рассказ пойдет о здании, распложенном в Москве по адресу: ул. Маросейка, д.11/4 стр.1, объекте культурного наследия федерального значения «Малороссийское подворье, XVII-XVIII вв».

Стольники царя

Царская трапеза при Петре  I
Царская трапеза при Петре I

Появление в Москве этого здания связано с именем боярина Василия Федоровича Нарышкина, комнатного стольника аж при двух государях: Алексее Михайловиче, прозванном «Тишайшим» и его сыне — Петре Алексеевиче или Петре I.

Википедия сообщает, что В.Ф. Нарышкин происходил из рода незнатного тарусского дворянина Фёдора Полиектовича Нарышкина и его жены Евдокии Петровны (в девичестве Хомутовой).

Однако, у него был ряд преимуществ перед представителями более знатных родов, например, вторая жена царя Алексея Михайловича Наталья Кирилловна приходилась Василию Фёдоровичу двоюродной сестрой и кроме того, его дядя, Кирилл Полиэктович был царским стольником у Алексея Михайловича, что придавало вес нарышкинскому клану при дворе.

Градация высшего слоя царской знати в те времена была довольно незамысловатой: стольники находились где-то посередине таблицы приближенных, возглавляемых «боярами» и заканчивающейся «детьми боярскими».

Собственно, само слово «стольник» поясняло его функционал при дворе. Главная задача – стоять у столов во время пиров с участием царя и высшей знати и передавать еду непосредственно царю.

Комнатные стольники, к которым относился Василий Федорович, и вовсе имели право передавать блюда царя, когда он в одиночестве трапезничал в своих палатах, то есть входили в самый близкий круг монарха.

Исторические сочинения утверждают, что комнатные стольники могли исполнять для государя и роль банщика («мовника») и даже заведовать государевой одеждой.

Кроме того, наш герой 18 сентября 1673 г. пожалован в комнатные спальники царя, которые дежурили в опочивальне государя, раздевали и одевали его, сопровождали во время поездок. Эта должность открывала прямой путь в бояре, то есть в высшую аристократию.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что близость к царю и его милости, позволяли Василию Федоровичу не только не бедствовать, но и иметь собственный двор, для чего строились палаты, которые в наше время стали объектами исторического наследия.

Запутанная история

фото после реконструкции здания в 50-е годы
фото после реконструкции здания в 50-е годы

Однако история «Малороссийского подворья», которое, по некоторым данным, дало название одной из центральных улиц Москвы – Маросейке, оказалось не менее запутанным, чем родственные связи придворных феодалов.

Историческое название ясно говорит потомкам о том, что здесь останавливались приезжие из Малороссии, то есть это было своего рода постоялым двором. Но причем тогда тут В.Ф.Нарышкин?

Историческое исследование, опубликованное в «Московском журнале» поясняет, что двор В.Ф.Нарышкина формировался в 1690-х годах неподалеку от комплекса зданий, в который входили Малороссийский, Гетманский дворы, а также бывшее владение ганзейского купца Д. Н. Рутца, который приспособил его для Датского подворья, возможно, также и для резиденции датского принца Вольдемара.

Сама же постройка на ул. Маросейка, д.11/4 изначально создавалась на пустующей земле. В книге «Памятники архитектуры Москвы. Белый город» (М., 1989) эти палаты значатся как «дом В. Ф. Нарышкина — Рагузинских», и это несмотря на то, что за этой постройкой исторически закрепилось название «Малороссийское подворье».

В XVIII веке усадьба сменила несколько владельцев, среди которых были такие исторические личности, как граф Савва Лукич Рагузинский-Владиславич, который при Петре I был послом России в Китае, а также активный участник русско-турецких войн, генерал-фельдмаршал, князь Николай Васильевич Репнин.

На протяжении своего существования здание палат неоднократно меняло первоначальный облик, в частности, при сербском графе был надстроен третий этаж и устроены хоры.

А уже в XIX веке была ликвидирована барочная декорация фасада и надстроены двухэтажные крылья здания. В 50-х годах прошлого столетия здание пережило реставрацию фасада, а в 2019 году на сайте Москомнаследия был опубликован акт государственной историко-культурной экспертизы «Научно-проектной документации для производства работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры).

Наши дни

современный вид здания
современный вид здания

В 2020 году журналисты оповестили любителей истории, что в ходе начавшихся противоаварийных работ в правом крыле здания в крайнем восточном помещении третьего этажа под штукатуркой обнаружились росписи церковного характера, часть из которых была расчищена.

В апреле 2020 г. Мосгорнаследие выдало разрешение на первоочередные и противоаварийные работы. Но из-за обнаружения росписей были приостановлены в той части здания, где были обнаружены.

Читателям нашего канала известно, что при получении звания «объект охраны», оно может распространяться не на все здание, а лишь на некие его части. Например, росписи не должны затрагиваться при выполнении работ. Однако ничто не мешает проводить восстановительные работы в других частях здания.

Еще за два года до упоминаемых событий, в 2018 году с ГК «КТБ» был заключен договор на геотехнический мониторинг здания, целью которого являлся контроль за осадочными процессами и развитием трещин в процессе реконструкции, сравнение полученных величин деформаций с предельно допустимыми значениями.

-5

Работа производилась в соответствии с требованиями СП 22.13330.2016 «Основания зданий и сооружений». На здание палат и прилегающие к нему строения были установлены 75 деформационных марок, после чего в период с августа 2018 по июль 2019 было проведено 14 циклов геодезических наблюдений за вертикальными деформациями в основании фундаментов здания.

Кроме того, для наблюдения за развитием трещин на здание было установлено 60 пластинчатых маяков, произведена фотофиксация и измерение фактической ширины трещин в кирпичных стенах, а также проведены 14 циклов инженерных наблюдений за развитием трещин.

Полученный результат удовлетворил строителей – допустимые значения не были превышены, а значит «Малороссийское подворье» еще долго будет украшать Москву, напоминая нам о своих бывших владельцах, оставивших заметный след в истории Отечества. Подробнее о геотехническом мониторинге можно прочитать здесь.