Найти тему
кинОбъектив

Уволили как профнепригодную: за что фильм «Долгие проводы» положили на полку

В своих фильмах режиссер Кира Муратова всегда ставила во главу угла взаимоотношения между людьми. Ей неинтересно было показывать политику и общественные вещи в своих фильмах. Режиссеру хотелось рассказать истории людей, поговорить о личном. Центральными героями её фильмов становились женщины, которые неистово нуждаются в любви и от её недостатка совершают иногда сомнительные поступки.

Например, один из таких фильмов был «Долгие проводы», 1971 года, где главную роль исполнила актриса Большого драматического театра — Зинаида Шарко. Сюжет рассказывает о взаимоотношениях матери и взрослого сына, который всеми силами пытается сепарироваться от её чрезмерной опеки, что буквально «душит» и лишает свободы. Мать боится одиночества и не готова отпустить своего сына в свободное плавание, а на любые возражения сына устраивает истерики.

Если посмотреть с колокольни сегодняшнего дня, то эта история совершенно обычная, типичная проблема «отцов и детей». Однако чиновники разозлились на Муратову. Им не понравилось, что она показала в своей картине и просили внести многочисленные правки и перемонтировать фильм.

-2

Два года шли обсуждения, но режиссер стояла на своем и не собиралась переделывать сюжет. Как итог — картина легла на полку, а Муратову уволили за профнепригодность.

Чтобы хоть как-то существовать на земле, женщина пошла работать инженером научной организации труда. Вскоре её разжаловали до библиотекаря, а позже до хранителя музея. Окончательно поссорившись с руководством Одесской киностудии, Муратова уезжает из Одессы в Ленинград. Там она ставит фильм «Познавая белый свет» при участии киностудии «Ленфильм».

Выдержки из советских газет, в которых критиковали фильм:

-3

Сама режиссёр говорила о непринятии своих работ чиновниками так: «Антисоветскость. Считалось, что такие вещи, которые не сформулированы в прямую пользу советской власти, могут что-то в себе таить, а значит, „кто не с нами, тот против нас“. Вот и всё. Я так думаю».

-4

Во период перестройки фильм одним из первых вернулся к зрителям. Муратова обрела популярность, но к творчеству режиссёра до конца её жизни относились с опаской — считали, что она по-прежнему снимает кино не для всех. Как доказательство тому — «Астенический синдром».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц