Цвет играет важную роль в жизни человека. Во-первых. он является свойством света. Без света не было бы Вселенной. Во-вторых, цвет, точнее его смыслы - часть культуры - вселенной человека.
Развиваясь, человечество создавало свой мир - предметы, технологии, идеи. Благодаря этим феноменам людям удалось выжить и улучшить мир (ну в чем-то улучшить; глобально - хорошего больше).
За тысячелетия существования в культуре появились и закрепились значения цветов, которые мы теперь принимаем за свойства цвета - верим во влияние на чувства и жизнь вообще. Синий мы связываем с небом и водой (но они не синие на самом деле - это иллюзия), зеленый - с жизнью природы, листвой (та же иллюзия) и пр. Мы окружаем себя предметами таких цветов, которые, как кажется, могут изменить здоровье, ход событий, повлиять на карьеру, любовь и даже пространство и время. Однако это влияние цвета - культурные стереотипы, источники которых затерялись в истории. Давайте совершим прыжок во времени и посмотрим, как появились представления об основной палитре.
Чтобы понять механизмы формирования смысловых шаблонов палитры, надо смотреть в историю цвета. Начало тут. Черный. Красный. Желтый.
Начало обсуждения смыслов зеленого тут.
Сегодня о семантике зеленого цвета в изобразительном искусстве.
В художественной культуре зеленый играет значимую роль. Некоторые моменты его бытования в древнем искусстве мы уже обсуждали, когда заглядывали в цветовидение Древнего Египта,
некоторые – при исследовании зеленого в иконописном каноне.
Напомню, что в средневековом изобразительном внерелигиозном (насколько это было возможно в ту эпоху) искусстве зеленый цвет (например, образ зеленого рыцаря) олицетворял неопытность или глупость.
Искусство со своими образами и спецификой их создания всегда идет под руку с мировоззрением своего времени - с представлениями о мире, Другом и Я, свойственными людям в конкретный период истории. Только художники, в отличие от других творцов, ученых или обычных людей "проговаривают" свое мировоззрение другими способами - кистью, композицией, сюжетом, цветом. Сквозь эту специфику и просматриваются мировоззренческие смыслы как конкретной эпохи, так и универсальные, общечеловеческие.
Вспышка любви художников к зеленому цвету вне мистических и религиозных почтений обозначилась в XVIII в. Об этом свидетельствуют многочисленные живописные полотна.
XVIII век - Просвещение - эпоха культа разума, безоговорочной веры в прогресс, в силу науки. В это время начали преодолеваться религиозные представления о мире. Открытия физиков, химиков, биологов, математиков стали оказывать влияние на всё - в том числе и на искусство. В нем началась нивелировка церковного, религиозного. Цвет "расколдовался" - смыслы в палитру пришли не из Библии, а из исследований Ньютона.
Художники, все-таки, не захотели увидеть мир как систему машин (механистическая картина мира). Особое восприятие природы как чуда, но уже чуда естественного осталось. В среде творцов зрело и распространялось недовольство засильем техники, наступлением бесчеловечных машин. И это выразилось в появлении новых жанров, противостоящих идее бездушной наукообразной цивилизации. Так в моду, в качестве самостоятельной художественной тематики (не ренессансный фон да Винчи или Босха), вошел пейзаж в своих разнообразных вариациях:
деревенский
жанровый – с изображением пастушек (рококо)
а позднее (XIX в.) – романтичный бунтующий
реалистичный естественный
и, конечно, пейзажи "впечатленцев"-импрессионистов
постимпрессионисты
Особого внимания заслуживают образы природы у прерафаэлитов. Прерафаэлиты утверждали кистью и цветом тайну чувств, которая для них разливалась и в природе.
Внезапно все – аристократы и буржуа – ощутили необходимость в зелени лесов и садов. Для них она выступила аллегорией свободы, искренности чувств.
Эта мысль была подхвачена и, конечно, русскими художниками
Появились величайшие мастера пейзажа – Шишкин, Крамской, Поленов и многие другие. В их полотнах зеленая природа стала самостоятельным персонажем, символом противостояния человека и техники.
В следующей истории обсудим зеленый в архитектуре.