Найти тему
Культ Культуры

История цвета. Зеленый в искусстве: пейзаж, пейзаж, пейзаж

Цвет играет важную роль в жизни человека. Во-первых. он является свойством света. Без света не было бы Вселенной. Во-вторых, цвет, точнее его смыслы - часть культуры - вселенной человека.

Развиваясь, человечество создавало свой мир - предметы, технологии, идеи. Благодаря этим феноменам людям удалось выжить и улучшить мир (ну в чем-то улучшить; глобально - хорошего больше).

За тысячелетия существования в культуре появились и закрепились значения цветов, которые мы теперь принимаем за свойства цвета - верим во влияние на чувства и жизнь вообще. Синий мы связываем с небом и водой (но они не синие на самом деле - это иллюзия), зеленый - с жизнью природы, листвой (та же иллюзия) и пр. Мы окружаем себя предметами таких цветов, которые, как кажется, могут изменить здоровье, ход событий, повлиять на карьеру, любовь и даже пространство и время. Однако это влияние цвета - культурные стереотипы, источники которых затерялись в истории. Давайте совершим прыжок во времени и посмотрим, как появились представления об основной палитре.

Чтобы понять механизмы формирования смысловых шаблонов палитры, надо смотреть в историю цвета. Начало тут. Черный. Красный. Желтый.

Начало обсуждения смыслов зеленого тут.

Сегодня о семантике зеленого цвета в изобразительном искусстве.

В художественной культуре зеленый играет значимую роль. Некоторые моменты его бытования в древнем искусстве мы уже обсуждали, когда заглядывали в цветовидение Древнего Египта,

-2

некоторые – при исследовании зеленого в иконописном каноне.

-3

Напомню, что в средневековом изобразительном внерелигиозном (насколько это было возможно в ту эпоху) искусстве зеленый цвет (например, образ зеленого рыцаря) олицетворял неопытность или глупость.

Средневековая миниатюра. Рыцарь с дамой сердца. Подозревали они что-то...
Средневековая миниатюра. Рыцарь с дамой сердца. Подозревали они что-то...

Искусство со своими образами и спецификой их создания всегда идет под руку с мировоззрением своего времени - с представлениями о мире, Другом и Я, свойственными людям в конкретный период истории. Только художники, в отличие от других творцов, ученых или обычных людей "проговаривают" свое мировоззрение другими способами - кистью, композицией, сюжетом, цветом. Сквозь эту специфику и просматриваются мировоззренческие смыслы как конкретной эпохи, так и универсальные, общечеловеческие.

Вспышка любви художников к зеленому цвету вне мистических и религиозных почтений обозначилась в XVIII в. Об этом свидетельствуют многочисленные живописные полотна.

Джованни Антонио Каналетто "Лондон"
Джованни Антонио Каналетто "Лондон"
Жан Антуан Ватто
Жан Антуан Ватто

XVIII век - Просвещение - эпоха культа разума, безоговорочной веры в прогресс, в силу науки. В это время начали преодолеваться религиозные представления о мире. Открытия физиков, химиков, биологов, математиков стали оказывать влияние на всё - в том числе и на искусство. В нем началась нивелировка церковного, религиозного. Цвет "расколдовался" - смыслы в палитру пришли не из Библии, а из исследований Ньютона.

Клод Жозеф Верне "Гроза"
Клод Жозеф Верне "Гроза"

Художники, все-таки, не захотели увидеть мир как систему машин (механистическая картина мира). Особое восприятие природы как чуда, но уже чуда естественного осталось. В среде творцов зрело и распространялось недовольство засильем техники, наступлением бесчеловечных машин. И это выразилось в появлении новых жанров, противостоящих идее бездушной наукообразной цивилизации. Так в моду, в качестве самостоятельной художественной тематики (не ренессансный фон да Винчи или Босха), вошел пейзаж в своих разнообразных вариациях:

деревенский

Джузеппе ди Ривер
Джузеппе ди Ривер

жанровый – с изображением пастушек (рококо)

Фрагонар "Пастушка"
Фрагонар "Пастушка"
Франсуа Буше
Франсуа Буше

а позднее (XIX в.) – романтичный бунтующий

Альберт Ригер "Гроза"
Альберт Ригер "Гроза"

реалистичный естественный

Йохан Эриксон
Йохан Эриксон

и, конечно, пейзажи "впечатленцев"-импрессионистов

Клод Моне "Водяные лилии"
Клод Моне "Водяные лилии"
Клод Моне "Стог сена в пасмурный день"
Клод Моне "Стог сена в пасмурный день"
Эдуард Мане "Завтрак на траве"
Эдуард Мане "Завтрак на траве"
Клод Моне "Завтрак на траве"
Клод Моне "Завтрак на траве"

постимпрессионисты

Ван Гог "Оливковые деревья"
Ван Гог "Оливковые деревья"
Жан Поль Сезанн
Жан Поль Сезанн

Особого внимания заслуживают образы природы у прерафаэлитов. Прерафаэлиты утверждали кистью и цветом тайну чувств, которая для них разливалась и в природе.

-19
Артур Хьюз
Артур Хьюз
Уильям Хант "Наемный пастух"
Уильям Хант "Наемный пастух"
Данте Габриэль Росетти. Натурщица - Элизабет Сидалл. Ужасно драматичная история - ее связь с прерафаэлитами. Все они были ею увлечены - образом, внешностью. Именно с Элизабет Милле писал "Офелию". Во время работы (лежала в ванне с ледяной водой) она простудилась. Врачи с трудом вылечили. От болезни осталась наркотическая зависимость. Росетти кружил ей голову обещаниями жениться. Женился. Рёскин (критик, покровитель прерафаэлитов) тоже пудрил мозги - пытался сделать ее художницей. В итоге все предали. Ее смерть - итог отчаяния.
Данте Габриэль Росетти. Натурщица - Элизабет Сидалл. Ужасно драматичная история - ее связь с прерафаэлитами. Все они были ею увлечены - образом, внешностью. Именно с Элизабет Милле писал "Офелию". Во время работы (лежала в ванне с ледяной водой) она простудилась. Врачи с трудом вылечили. От болезни осталась наркотическая зависимость. Росетти кружил ей голову обещаниями жениться. Женился. Рёскин (критик, покровитель прерафаэлитов) тоже пудрил мозги - пытался сделать ее художницей. В итоге все предали. Ее смерть - итог отчаяния.
Джон Эверетт Милле "Офелия". Ребята, надо в деталях эту работу рассматривать... В нормальном качестве, к сожалению, в сети картины нет.
Джон Эверетт Милле "Офелия". Ребята, надо в деталях эту работу рассматривать... В нормальном качестве, к сожалению, в сети картины нет.

Внезапно все – аристократы и буржуа – ощутили необходимость в зелени лесов и садов. Для них она выступила аллегорией свободы, искренности чувств.

Эта мысль была подхвачена и, конечно, русскими художниками

Появились величайшие мастера пейзажа – Шишкин, Крамской, Поленов и многие другие. В их полотнах зеленая природа стала самостоятельным персонажем, символом противостояния человека и техники.

И.Шишкин
И.Шишкин
И.Крамской
И.Крамской
В.Поленов
В.Поленов

В следующей истории обсудим зеленый в архитектуре.