Найти тему

Недетские вызовы молодой науки

17 мая на просветительском марафоне Российского общества «Знание» в студии в Сочи с подрастающим поколением потенциальных молодых ученых встретился Никита Марченков, и.о. руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт», председатель Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. За час общения с ребятами в «4 главах» своей презентации Никита Марченков рассказал, почему важна наука и молодые ученые в ней.

Недетские вызовы

«Это даже хорошо, что пока нам плохо», — с цитаты из советской комедии «Айболит-66» начал свое выступление Никита Марченков. Фраза удачно подходит под описание прорывного развития технологий в России — большой толчок этому процессу дала пандемия. Сейчас в ситуации неопределенности в условиях санкционного давления сохранение технологического суверенитета и достижение технологического превосходства приобретает новое глобальное значение для страны.

  1. Любой крупный стратегический проект влечет за собой взрывное развитие технологий. Так, атомный проект привел к развитию атомной энергетики, компьютерного моделирования, новых методов лечения онкологических заболеваний и т.д. То есть научные достижения не ограничены одной конкретной областью — получение новых результатов, как побочный эффект, приводит к существенным трансформациям и в других сферах.
  2. Главное — приоритеты. Умение их определять важно как в жизни отдельного человека, так и для стратегического развития государства. В СНТР сформулировано 7 больших вызовов, преодоление которых и является сегодня приоритетным для государства.
  3. Наука и приоритеты — в чем связь? СНТР и приоритетные направления связали науку и социально-экономическое развитие государства, это означает, что наука напрямую отвечает интересам общества через разработки, которые востребованы людьми. Постепенно стала сокращаться «информационная пропасть» между учеными и гражданами, в том числе благодаря интенсивной популяризации науки через различные форматы.
  4. Всего 7 наук? Несмотря на то, что в СНТР обозначено 7 вызовов, многие из них лежат на пересечении большого количества научных направлений. Это означает, что ключ к решению зачастую в междисциплинарном подходе. «С одной стороны, простая сетка приоритетов, с другой — взаимосвязанная», — отметил Никита Марченков. При этом вопреки стереотипам, многие, казалось бы «слишком серьезные», науки, зачастую тесно сопряжены с гуманитарными направлениями. Например, робототехника хоть и призвана создавать машины, но повадки, реакции, жесты роботов — все то, что способны передать инженерами и IT-специалистам именно гуманитарии.
  5. Антагонизм природы и техносферы. В условиях истощения природных ресурсов становится актуальным запрос на создание новой техносферы. Речь идет о развитии принципиально новых природоподобных технологий.

Молодая наука

  1. Потребности — запрос на приток молодежи в науку продиктован 2 факторами: Первый — доля интеллекта в технологиях становится колоссально высокой, поэтому нужны люди, способные генерировать идеи. Второй — «утечка мозгов» и непопулярность науки в 1990-х годах по прошествии времени привела к определенной возрастной просадке, когда % ученых серебряного возраста значительно превышал количество молодых исследователей.
  2. Меры поддержки молодых ученых — результат. Для устранения этого дисбаланса сегодня создаются различные меры поддержки молодых ученых, способные сделать науку более привлекательной. Эта работа уже получает результат — сегодня доля молодых ученых составляет 44% от общего числа, в то время некоторое время назад этот показатель не превышал 20%.
  3. Особенность современной молодежи — способность быстро переключаться. Для решения современных больших вызовов этот навык имеет особое значение.
  4. Необходимость изменений — в школьной программе важно внедрять проектную деятельность и междисциплинарный подход. Это позволит давать прикладной характер знаниям, получаемым в школе, а также формировать представление о трансграничной характере науки. Часто мы слышим, что университеты должны ставить мышление, в этом смысле задача школы к этапу поступления выпускника в университет сформировать правильную картину мира, в которой в том числе наука будет находится в плоскости реального воплощения, а не абстрактного ее существования в лабораториях далекого прошлого или будущего.
  5. Отток кадров — по оценке Никиты Марченкова, проблема оттока молодых кадров во многом была купирована программой мегагрантов, которая позволила вернуть домой многих ученых и дать им возможность создавать собственные лаборатории. Сейчас ситуация оценивается как сбалансированная. Он уверен, что отдельным преимуществом является то, что в плане заработка сегодня ученый, занимающийся приоритетными направлениями исследований, ничем не ограничен, что позволяет ему быть успешным.
  6. В чем преимущество? Отвечая на вопрос, чем может быть привлекательна наука для современной молодежи, Никита Марченков привел 3 аргумента: Первый аргумент — наука как никогда быстро развивается. Второй аргумент — наука как никогда нужна нашей страны, чтобы создавать и созидать. Третий («ушлый») аргумент — искусственный интеллект заменяет людей во многих профессиях, наука — та сфера, из которой человек уйдет нескоро.

Таким образом, поиск ответов на большие вызовы сегодня находится в руках молодых ученых, которые пришли или только думают прийти в науку.

Подробнее: https://vk.com/video-206128107_456239051

Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/25157

-2
-3