А теперь вот отрывок из прошлого, причем в более широком смысле, чем обычно, поскольку Дэвид очень кратко ознакомился с этой книгой еще в 2010 году. Это показатель того, насколько все изменилось за десятилетие, что пост Дэвида теперь кажется неуместно коротким – всего лишь несколько фотографий с Flickr, которыми поделилась замечательная Триш Арнольд. Это означает, что в "Книге динозавров Рейнджер Рик" еще очень многое предстоит исследовать, и хвала Герману Диасу за то, что он прислал мне экземпляр. Опубликованная в 1984 году, она представляет собой любопытную смесь более ретро-выглядящих работ известных иллюстраторов (которые не обязательно были специалистами по динозаврам) и гораздо более современно выглядящих работ таких, как Халлетт и Киш. (По какой-то причине здесь также есть несколько артов Заллингера.) В этом посте я хотел больше сосредоточиться на первом – в частности, на работах Джона Д. Доусона, плодовитого иллюстратора дикой природы, чей необычайно жизнерадостный тираннозавр рекс приветствует нас на обложке.
Я должен признаться, что, как британец, я совершенно не знаком с журналом "Рейнджер Рик". Википедия описывает его как “детский журнал о природе”, издаваемый Национальной федерацией дикой природы, некоммерческой природоохранной организацией США. Похоже, что работы Доусона неоднократно появлялись в "Рейнджере Рике", что для прекрасного художника дикой природы вполне объяснимо. Исходя из этого, можно было ожидать, что его попросят нарисовать динозавров для этой книги. В прошлом я отмечал, что художники, занимающиеся дикой природой, которым поручают иллюстрировать динозавров, часто создают работы, которые, хотя и немного (а иногда и очень) отстают в научном плане, все же выглядят красиво и убедительно; в конце концов, они, как правило, интуитивно понимают анатомию и чувствуют, что особенности, которыми должно обладать живое, дышащее животное.
Неудивительно, что я чувствую, что это очень похоже на работу Доусона здесь. Я вернусь к Рексу с обложки (потому что она появится позже), но, хотя мой первый инстинкт – рассматривать его как возврат к 70-м, стоит остановиться, чтобы полюбоваться всеми мелкими, натуралистичными деталями - чешуйки и грубая, потрескавшаяся кожа создают впечатление жесткого существо с толстой шкурой. Бонусом мы видим летающее создание, похожее на кетцалькоатля в стиле 1980-х годов, парящее над головой.
Открывая книгу, мы встречаем тираннозавра Заллингера, но, перевернув страницу снова, мы натыкаемся на парад динозавров Доусона на титульном развороте. Особой изюминкой здесь является сцена с игуанодоном слева – с его прямой осанкой, большим подбородком, зубчатыми шипами и недоразвитыми руками, это воплощение игуанодона фактически является самостоятельным персонажем, почти таким же, как бегемоты из Кристал Пэлас Парка. (Вероятно, мы можем обвинить в этом Нива Паркера.) Несмотря на то, что невозможно рассматривать этот взгляд на игуанодона иначе, чем как историческую реликвию, Доусон использует все свое мастерство, чтобы подать его нам как настоящее животное. Есть что-то такое правильное в этих мясистых складках шеи и губах, похожих на губы ящерицы, хотя мы все знаем, что у животного должен быть клюв.
То же самое можно сказать и о других существах. Трицератопс - безнадежно устаревший горбун прямо из альбома Чеза Найта, но его блестящая чешуя (с рядами приподнятых щитков) великолепна. Жаль, что ухо не в том месте, но мы не можем учесть абсолютно все детали анатомии. Стегозавр, между тем, имеет примерно нужное количество пластин и выглядит относительно хорошо, а зауропод выглядит как достаточно массивная стена мышц и плоти, а не просто как жирный комок. Только посмотрите на эти плечи. Я не чувствовал себя таким запуганным с тех пор, как в парке напротив моего дома появился довольно крепко сложенный джентльмен и начал поднимать тяжести.
Вот тот тираннозавр. С его крокодилоподобным ртом, слегка кривыми зубами и зеленой окраской, это почти видение того, как выглядела бы знаменитая игрушка Papo T. rex (которая без всякой на то причины стала стоковым изображением) в 1970-х годах, до того, как у всех тираннозавров должны были быть Сердитые брови в стиле ПЮП. За Рекси стоит замечательная коллекция ретро-тропов палеоарта, включая брызгающих водой гадрозавров, обильные папоротники и хвощи, а также совершенно очаровательного маленького приземистого анкилозавра. Он великолепно раскрашен (я люблю рябь и отражения на воде) и так прекрасно напоминает определенную эпоху поп-культуры динозавров.
Рекси и её друзья анкилозавры и гадрозавры снова появляются на развороте, рассматривая размеры динозавров. Опять же, хотя на первый взгляд животные выглядят очень старыми, они также (в основном) довольно мускулистые и не выглядят раздутыми, контрастируя с фигурами Заллингера и Найта, которые также появляются в этой книге. Вероятно, это связано с сочетанием анатомических знаний Доусона как художника дикой природы и стремительного развития Реннесанса динозавров. На самом деле паразавролоф – с его горизонтальной позой – умудряется выглядеть гораздо более "современно", чем на последней иллюстрации. Рекси, тем временем, выглядит немного неуклюже, с очень большим глазом, направленным не в ту сторону, и странно расположенными руками, которые выглядят так, как будто они должны держать вывеску. Все грехи прощены, конечно, за крадущегося анкилозавра, который просто ТАКОЙ МИЛЫЙ, О-О-о-о-о-о-о-О. Это похоже на анкилозавра-корги. В наши дни анкилозавров в основном изображают угрожающими и избивающими все, что к ним приближается, но в те времена они были гораздо более привлекательными.
На случай, если вам интересно, животные здесь обозначены следующим образом: 1 – Тираннозавр, 2 – Анкилозавр, 3 – Рамфоринх, 4 - Алиорам (да, действительно!), 5 – Струтиомим, 6 – Паразавролоф, 7 – Брахиозавр, 8 – Рутиодон (не спрашивайте почему), 9 – Лептоцератопс. Алиорам - необычное включение для настолько старой книги, и я должен признать, что оно действительно выглядит очень странно, и у него очень истощенные мышцы ног. Хотя с желтыми полосками не поспоришь. Они очень милые.
Менее изящным является отвратительное лицо-череп этого циногната. Очевидно, что здесь создается впечатление не совсем млекопитающего, которое все еще может проявлять больше "рептильных" черт, но даже в этом случае придавать существу чудовищную крокодилоподобную пасть не имеет никакого смысла. Многие художники делали это – некоторые из доисторических млекопитающих Стаута были гораздо более жуткими, чем это, а базилозавра часто изображали безгубым, – но для этого просто никогда не было никаких причин. Обернутый в кожу череп и редкие пучки волос делают это существо похожим на то, что оно наткнулось на транспортер материи Сета Брандла (отсылка на фильм "Муха" - прим. ред).
Тем не менее, каким бы уродливым ни было это животное, нельзя винить тщательное внимание к деталям в этом произведении. То, как грязь запеклась на конечностях циногната, - это фантастический штрих, великолепно выполненный. Мне также очень нравится мрачная, грязная среда, в которой это происходит; это освежающее отличие от обычно вездесущей триасовой пустыни (как упоминалось в тексте).
Следующая работа Доусона изображает стадо апатозавров, в котором, что интересно, молодые особи окрашены иначе, чем взрослые; вполне правдоподобный сценарий, который, кажется, вряд ли когда-либо будет исследован. Типично для того времени, изображенные животные лишены характерной коренастой шеи апатозавра, но, по крайней мере, им удается избежать простой реконструкции как "Диплодок, но с количеством жира, которого хватит на Белый дом". Головы диплодоцидов также приветствуются. Шкуры животных интересны тем, что, несмотря на наличие толстых складок а–ля Гурш или Сиббик, они также явно чешуйчатые - так что еще одно замечание в пользу Доусона. Возможно, в этой сцене можно было бы использовать какое-то указание на масштаб этих существ (например, дерево или какие-то другие животные), но мне это все равно нравится.
Далее: битвы коритозавров! Так вот, эти ребята действительно выглядят очень стильно – шатающиеся "триподы" на заднем плане напоминают старые модельные комплекты Airfix. Но они очень очаровательны в этом. На самом деле, есть несколько вещей, которые мне нравятся в этом произведении, помимо его ностальгической привлекательности. Для начала, есть довольно тонкий половой диморфизм: сражающиеся самцы на переднем плане отличаются красными гребнями и красной линией на спине. Чешуя на шкурах животных, возможно, немного крупновата, но создается хорошее впечатление о том, какой была кожа динозавра (в отличие, скажем, от Норманпедии). Наконец, я очень ценю то, что хвост коритозавра использовался в качестве оружия, несмотря на отсутствие шипов или дубинок. Люди, которые не знают ничего лучше, часто представляют хвосты крупных динозавров мертвым грузом или простым противовесом переднему концу, но на самом деле они были очень мускулистыми и играли активную роль в передвижении, как у живых ящериц и крокодилов. Дэйв Хон недавно упомянул (в подкасте "Ужасные ящерицы"), что удар хвостом ящерицы может быть удивительно болезненным – так что просто представьте, на что был бы способен хвост большого гадрозавра (не говоря уже о хвосте зауропода).
Итак, пожалуйста, побольше гадрозавров, сражающихся или защищающихся своими хвостами.
И, наконец... этот Дейноних и вполовину не напоминает мне Питера Сноуболла (но в зеркальном отражении). Тенонтозавру просто больше все равно. “Да, да, покончим с этим...”
Продолжение следует...
Марк Винсент, 11 июня 2020
Источник
Читайте также
#искусство #палеонтология #динозавры #животные #история #научпоп #книги #ретроспектива