Найти тему
Алексей Бушуев

Особенности приёма процессуальных документов, поданных в федеральные суды общей юрисдикции в электронном виде

Консультант Мариинского городского суда Кемеровской области

Алексей Бушуев.

Июль 2021 г.

Более четырёх лет прошло со дня вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти», а также со дня введения в действие Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждённого приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 251..

За прошедшее время разрешилось большинство процессуальных вопросов применения вышеуказанных нормативно-правовых актов, чего нельзя сказать об их технической составляющей.

В целях реализации участниками судебных процессов права на подачу процессуальных документов в электронном виде в сети «Интернет» создан сервис «Электронное правосудие» подсистемы «Интернет-портал» Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», размещённый по адресу «https://ej.sudrf.ru» (далее – сервис «Электронное правосудие»). Доступ к данному сервису предоставляется тем физическим лицам, которые имеют уровень достоверности идентификации пользователя не ниже, чем «подтверждённая учётная запись» в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Таким образом, подача в суды общей юрисдикции процессуальных документов в электронном виде через сервис «Электронное правосудие» в рамках установления личности лица, подающего документы в суд, аналогична подаче документов в традиционном бумажном виде в приёмную суда этим же лицом с предъявлением документа, удостоверяющего его личность.

Однако при личном обращении посетитель суда предоставляет процессуальные документы в форме их оригиналов или в ряде случаев надлежаще заверенных копий. При подаче в суд документов в электронном виде те же документы подаются в виде их копий, переведённых в электронную форму с помощью средств сканирования, либо в виде электронных документов, созданных в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе.

Именно на этом этапе одним из принципиальных вопросов применения электронных документов в деятельности органов судебной власти является реализация требований правовых актов применительно к техническому созданию документов, поступающих в суды общей юрисдикции в электронном виде, а также приёма таких документов ответственным работником аппарата суда.

На сегодняшний день вопрос правильности создания документов в электронном виде для их дальнейшей подачи в суд является особенно актуальным для судебной системы Кемеровской области – Кузбасса в связи с реализацией в регионе пилотного проекта по обеспечению в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг доступа граждан к ГАС «Правосудие» в рамках трёхстороннего соглашения между Управлением Судебного департамента в Кемеровской области, Кемеровским областным судом и Уполномоченным многофункциональным центром предоставления государственных муниципальных услуг на территории Кузбасса.

Следует отметить, что Кемеровская область является не только одним из семи регионов Российской Федерации, который выбран для реализации такого уникального проекта, но и регионом с самым многочисленным количеством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, участвующих в нём – 39 отделов «Мои документы».

В соответствии с Порядком подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждённым приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 251 (далее – Порядок подачи документов) просмотр документов, поданных в суд в электронном виде, осуществляется работником аппарата суда, ответственным за приём документов в электронном виде, который должен убедиться в том, что документы, поступившие в информационную систему, соответствуют требованиям Порядка подачи документов. В случае соблюдения всех требований пользователю в личный кабинет направляется уведомление о получении судом поданных в электронном виде документов.

Если же условия, предусмотренные Порядком подачи документов, не соблюдены, лицу, направившему в суд документы, направляется уведомление о том, что документы не могут быть признаны поступившими в суд. В уведомлении указываются причины, в силу которых документы не могут считаться поступившими в суд. К содержанию таких уведомлений вернёмся позже, а пока остановимся на причинах, которые служат основаниями для признания поданных в электронном виде документов не поступившими в суд.

Перечень таких оснований установлен пунктом 4.5 Порядка подачи документов, состоящим из 12 подпунктов. Следует обратить внимание, что этот перечень не является исчерпывающим. Итак, документы отклоняются по следующим причинам:

  1. обращение в суд не адресовано данному суду;
  2. обращение в суд является идентичным ранее направленному обращению;
  3. документы нечитаемы, в частности: страницы документа (документов) перевёрнуты; документ (документы) содержит не все страницы; отсутствует возможность определить наличие всех страниц; в файле отсутствует электронный документ или электронный образ документа; отсутствует связный текст;
  4. файл обращения в суд и (или) файлы прилагаемых к нему документов представлены в форматах, не предусмотренных Порядком подачи документов;
  5. обращение в суд и (или) прилагаемые к нему документы не представлены в виде отдельных файлов: в одном файле содержится несколько электронных документов или несколько электронных образов документов. Наименование файлов не позволяет идентифицировать документы, в них содержащиеся;
  6. файл обращения в суд и (или) файлы прилагаемых к нему документов и (или) данные, содержащиеся в них, недоступны для работы, в частности: защищены от копирования и (или) печати, содержат интерактивные или мультимедийные элементы, внедрённые сценарии;
  7. в нарушение законодательства Российской Федерации и Порядка подачи документов обращение в суд в виде электронного документа не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью либо обращение в суд в виде электронного образа документа не заверено усиленной квалифицированной электронной подписью;
  8. электронный образ обращения в суд не содержит графической подписи лица, обратившегося в суд;
  9. электронная подпись не соответствует виду, установленному Порядком подачи документов. Усиленная квалифицированная электронная подпись не прошла проверку: на момент подписания документа срок действия сертификата электронной подписи истёк, электронная подпись не соответствует документу, документ был изменён (модифицирован) после подписания его электронной подписью;
  10. номер дела (производства), указанный пользователем при подаче документов, не соответствует номеру дела (производства), указанному в обращении в суд;
  11. к обращению в суд, подаваемому представителем, не приложен документ, подтверждающий полномочия представителя на предъявление документов в суд;
  12. нарушены иные требования к электронным документам и (или) электронным образам документов, установленные Порядком подачи документов.

Не будем заострять внимание на случаи отклонения приёма документов по причинам идентичности ранее направленному обращению, поступления в суд обращения, предназначенного для другого суда, отсутствия графической подписи лица в электронном образе обращения, непрохождения проверки усиленной квалифицированной электронной подписи, несоответствия номера дела, в рамках которого подано обращение, а также отсутствия документа, подтверждающего полномочия представителя (подпункты 1, 2, 8, 9, 10 и 11 Порядка подачи документов). В этих случаях, как правило, у пользователей сервиса «Электронное правосудие» не возникает вопросов.

Остановимся подробнее на наиболее часто допускаемых ошибках как при изготовлении документов в электронном виде участниками судебных разбирательств, так и при приёме документов в электронном виде работниками аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, ответственными за приём таких документов.

Подпункт 3 пункта 4.5 Порядка подачи документов в электронном виде

Причины отклонения, предусмотренные данным подпунктом, разделены на несколько самостоятельных нарушений изготовления документов в электронном виде:

  • документы нечитаемы, в частности: страницы документа (документов) перевёрнуты;
  • документ (документы) содержит не все страницы;
  • отсутствует возможность определить наличие всех страниц;
  • в файле отсутствует электронный документ или электронный образ документа;
  • отсутствует связный текст.

Приведём несколько примеров оснований отклонения приёма документов, предусмотренных данным пунктом, наиболее часто встречающихся в практике Мариинского городского суда Кемеровской области.

В нижеприведённом примере допущено нарушение требований пункта 2.2.4 во взаимосвязи с подпунктом 3 пункта 4.5 Порядка подачи документов при создании электронного образа искового заявления (в документе отсутствует связный текст в виде отсутствия части текста с правой стороны одной из страниц заявления).

В следующем примере документ «Копия справки МСЭ-2004 № <…> от <…> на 1 листе» в виде его электронного образа затемнён до степени нечитаемости.

-2

Встречались и иные случаи нарушения требований подпункта 3 пункта 4.5 Порядка подачи документов.

Подавались электронные образы документов с нарушенной последовательностью страниц документа (в начале документа располагалась его вторая страница, а затем – первая), а также электронные образы документов, текст в которых был «размыт» до степени нечитаемости, что характерно для создания электронных образов документов не с помощью средств сканирования, а с помощью средств получения фотографических изображений (фотокамера, камера мобильного устройства и т.п.), впоследствии преобразованных в формат PDF.

-3

Подпункты 4 и 5 пункта 4.5 Порядка подачи документов в электронном виде

Отклонение по причинам представления файлов обращений в форматах, не предусмотренных Порядком подачи документов, наличия в файле обращения нескольких электронных документов или нескольких электронных образов документов, а также по причине несоответствия наименований файлов документам, содержащихся в них, зачастую являются взаимосвязанными между собой.

Файлы электронных образов документов должны быть только в формате PDF. При этом в пункте 2.2.2 Порядка подачи документов содержится рекомендация создания электронного образа документа с возможностью копирования текста. Отметим, что при создании электронного образа документа целесообразно не следовать этой рекомендации, так как встроенные в различные программы сканирования документов модули оптического распознавания символов (OCR – Optical Character Recognition) в ряде случаев приводят к нарушению других требований к созданию электронных образов документов, установленных Порядком подачи документов, о которых будет рассказано позже.

Если говорить об электронных документах, то они изначально создаются в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе. В связи с этим только файл обращения (заявление, исковое заявление, административное исковое заявление, ходатайство и т.п.) должен быть в формате PDF с возможностью копирования текста. Файлы электронных документов, прилагаемых к обращениям, представляются неизменно в том формате, в котором они были подписаны электронной подписью. При этом электронные документы должны быть подписаны только усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые указаны в тексте электронных документов в качестве подписантов. Следует иметь в виду, что усиленная квалифицированная электронная подпись должна содержаться в отдельном файле (отсоединённая электронная подпись).

Требования же к наличию в файлах количества документов и к их наименованию одинаковы как для электронных образов документов, так и для электронных документов. Каждый отдельный документ должен быть представлен в виде отдельного файла. Наименование файла должно позволять идентифицировать документ и количество листов в документе.

Так, например, в Мариинский городской суд Кемеровской области подавался электронный образ документа с наименованием «Копия постановления администрации Мариинского муниципального района № 695-П Об утверждении перечня подведомственных получателей средств бюджета ММР главных распорядителей средств на 1 л на 1 листе», в файле которого была всего одна страница без каких-либо идентификационных признаков постановления органа местного самоуправления.

-4

Ещё в одном обращении содержался файл с наименованием «договор цессии, выписка, почтовый реестр, доверенность, уведомление на 11 листах», в электронном образе которого находились образы документов «Договор уступки прав требования (цессии)», «Список внутренних почтовых отправлений», «Доверенность» и «Уведомление о состоявшейся уступке прав требования».

-5

В результате после направления заявителю уведомления об отклонении приёма процессуальных документов, в котором подробно были расписаны выявленные нарушения Порядка подачи документов, на следующий день соответствующие документы уже без нарушений были поданы в сервис «Электронное правосудие».

-6

Подпункт 7 пункта 4.5 Порядка подачи документов в электронном виде

Причины отклонения приёма процессуальных документов, предусмотренные подпунктом 7 пункта 4.5 Порядка подачи документов, отражают не только юридико-технические требования к электронным документам, установленные Порядком, но и требования процессуального законодательства.

Об обязательных требованиях наличия усиленной квалифицированной электронной подписи лица, подписавшего электронный документ, говорится в разделе 2.3 Порядка подачи документов, устанавливающего требования к электронным документам. Однако существуют случаи, когда даже для электронного образа документа наличие простой электронной подписи недостаточно.

Так, любые процессуальные обращения и прилагаемые к ним документы, подаваемые в рамках уголовного судопроизводства (в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации), должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью (в случае подачи документов в форме их электронных образов) или подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (в случае подачи документов в форме электронного документа). При этом в случае подачи кассационных жалоб в электронном виде в рамках как уголовного судопроизводства, так и административного судопроизводства (в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации), к таким жалобам должны быть приложены обжалуемые судебные акты (обжалуемые судебные решения) в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) судьи (судей), принявшего (принявших) судебный акт (обжалуемое судебное решение), либо электронных образов обжалуемых судебных актов (решений), заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, председательствующего по делу, председателя суда (заместителя председателя суда) или уполномоченного работника аппарата суда.

Также обращение в суд в обязательном порядке должно быть подписано (заверено) усиленной квалифицированной электронной подписью в рамках гражданского судопроизводства (в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации) и административного судопроизводства (в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации) в случаях подачи следующих процессуальных документов:

  • заявления об обеспечении иска;
  • искового заявления, содержащего ходатайство об обеспечении иска;
  • ходатайства о приостановлении исполнения судебных актов;
  • заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску;
  • административного искового заявления, содержащего ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску.
-7

Подпункт 6 во взаимосвязи с подпунктом 12 пункта 4.5 Порядка подачи документов в электронном виде

Самой распространённой причиной, по которой документы признаются не поступившими в суд, является создание электронных образов документов с помощью средств сканирования в режиме полной цветопередачи, а также наличие в электронных образах документов и в электронных документах интерактивных и мультимедийных элементов.

По общим правилам (пункт 2.2.1 Порядка подачи документов) электронный образ документа создаётся с помощью средств сканирования. Сканирование документа на бумажном носителе должно производиться в масштабе 1:1 в чёрно-белом либо сером цвете (качество 200 – 300 точек на дюйм), обеспечивающем сохранение всех реквизитов и аутентичных признаков подлинности. Сканирование в режиме полной цветопередачи осуществляется при наличии цветных графических изображений либо цветного текста, если это имеет значение для рассмотрения дела.

В ряде случаев заявители обжалуют действия по отклонению приёма процессуальных документов в связи с тем, что поданные ими электронные образы документов отсканированы в режиме полной цветопередачи, мотивируя тем, что наличие цветных подписей и печатей имеет значение для рассмотрения дела судом. Отметим, что указанные доводы лишены смысла в связи с тем, что поступившие в суд документы в электронном виде распечатываются в целях приобщения к судебному делу (производству) на чёрно-белых печатающих устройствах, поступая к судьям именно в таком виде.

При этом следует помнить о постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», пунктом 9 которого установлено, что документы, прилагаемые к обращению, подаваемому в суд в электронном виде, и подтверждающие соблюдение предусмотренных законом процессуальных условий подачи обращения (например, документ об уплате государственной пошлины, в том числе формируемый посредством платёжных онлайн-систем, банкоматов, мобильных приложений и платёжных устройств, доверенность, ордер адвоката, документ об образовании представителя по административному делу), представляются в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы, либо в виде электронных документов.

В случае подачи указанных документов в виде электронных образов суд после принятия обращения к производству вправе потребовать представления подлинников данных документов либо их копий, заверенных в порядке, предусмотренном для заверения соответствующих письменных доказательств (часть 2 статьи 71 ГПК РФ, часть 8 статьи 75 АПК РФ, часть 2 статьи 70 КАС РФ). При непредставлении подлинников или копий таких документов в указанный судом разумный срок исковое заявление, заявление, административное исковое заявление, жалоба (представление) могут быть оставлены без рассмотрения (пункт 5 части 1 статьи 196 КАС РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Как мы видим из приведённого пункта постановления Пленума, перечень документов, приведённый Верховным Судом Российской Федерации, дающий право суду потребовать представления подлинников таких документов, если это имеет значение для рассмотрения дела, не является исчерпывающим и распространяется на любые виды письменных доказательств.

В связи с этим практически любой подаваемый в суды общей юрисдикции электронный образ документа, содержащий цветные изображения или цветной текст, должен быть признан не поступившим в суд, как поданный в нарушение подпункта 12 пункта 4.5 во взаимосвязи с пунктом 2.2.1 Порядка подачи документов.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 4.5 Порядка подачи документов документы отклоняются по причине того, что файл обращения в суд и (или) файлы прилагаемых к нему документов и (или) данные, содержащиеся в них, недоступны для работы, в частности: защищены от копирования и (или) печати, содержат интерактивные или мультимедийные элементы, внедрённые сценарии.

Указанный подпункт согласуется с требованиями к электронным образам документов и к электронным документам, установленными пунктами 2.2.4 и 2.3.4 Порядка подачи документов, в соответствии с которыми файлы и данные, содержащиеся в них, должны быть доступными для работы, не должны быть защищены от копирования и печати, не должны содержать интерактивные и мультимедийные элементы или внедрённые сценарии.

Самыми распространёнными мультимедийными и интерактивными элементами, которые встречаются в подаваемых через сервис «Электронное правосудие» в суд электронных образах документов и электронных документах, являются внедрённые графические изображения и интерактивные гиперссылки.

Такие мультимедийные и интерактивные элементы на подаваемых в суд документах легко определяются, например, при открытии файла в формате PDF программой Adobe Acrobat Reader. Приведём пример электронного образа документа, который содержит такие элементы.

-8

Визуально мы видим электронный образ документа, который предположительно создан с помощью средств сканирования в режиме полной цветопередачи.

Однако, открыв данный образ документа в программе Adobe Acrobat Reader, и направив курсор манипулятора «мышь» на электронный почтовый адрес, мы видим интерактивный элемент в виде активной гиперссылки адреса электронной почты. При этом, «щёлкнув мышью» на изображение печати с подписью, мы увидим мультимедийный элемент в виде внедрённого графического изображения печати и подписи лица, подписавшего документ.

-9

В приведённом примере очевидно, что рассматриваемый «электронный образ документа» создавался не с помощью средств сканирования, а непосредственно в текстовом редакторе Microsoft Word либо аналогичном, после чего был переведён в формат PDF путём сохранения файла в таком формате, либо путём его создания с помощью одного из «виртуальных принтеров».

Также следует отметить, что ранее упоминалось о наличии в пункте 2.2.2 Порядка подачи документов рекомендаций создания электронного образа документа с возможностью копирования текста. Как показала практика взаимодействия с участниками судебных разбирательств, активно использующих сервис «Электронное правосудие», при создании электронного образа документа целесообразно не следовать этой рекомендации, так как встроенные в различные программы сканирования документов модули оптического распознавания символов (OCR – Optical Character Recognition) в ряде случаев приводят к автоматическому определению в тексте документа интерактивных и мультимедийных элементов и их внедрение в электронный образ документа в качестве самостоятельных объектов, что также влечёт отказ в приёме поданных документов.

-10

Следует отметить, что подавляющее большинство изложенных в настоящем материале требований к созданию электронных образов документов и электронных документов, установленных Порядком подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждённых приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 251, практически полностью согласуется с требованиями, установленными Порядком подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждённого приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 252.

В заключение следует обратить внимание на такой достаточно значимый момент, при котором большинство изложенных в настоящем материале нарушений требований Порядка подачи документов проходят незамеченными для судей, в производство которых поступают поданные в суд через сервис «Электронное правосудие» процессуальные документы.

В связи с тем, что в соответствии с пунктом 4.6 Порядка подачи документов документы, поступившие в суд, распечатываются в целях приобщения к судебному делу (производству), такие отклонения от требований Порядка, как сканирование в режиме полной цветопередачи, наличие интерактивных и мультимедийных элементов или внедрённых сценариев на распечатанном бумажном носителе попросту не видны, так как перевод поступивших документов на бумажный носитель в любом случае производится в чёрно-белом либо сером цвете.

Поэтому на работника аппарата суда, ответственного за приём документов в электронном виде, возлагается достаточно высокий уровень ответственности, так как именно он на основании пункта 4.4 Порядка подачи документов признаёт факт поступления либо не поступления таких документов в суд.

—————————————————————