Аохимандрит Савва Мажуко рассказал, как знакомая схимница на вопрос :" как дела?" отвечала всегда :"вся в скорбях". Это было не её изречение, но оно точно отображает жизнь настоящих христиан. Действительно, без Голгофы не может быть рая, без страстной седмицы не бывает Пасхи. Но есть три модели поведения, три способа перенесения скорбей.
Первый путь
Это обычный способ перенесения скорбей , привычный для многих. Чаще всего трудности, болезни встречаются ропотом. "Ну вот, опять".. "За что мне это?!", "Почему я? Неужели я хуже всех?! Живут же люди без бед!"
Первый путь - путь нечестивого разбойника, который был слева от распятого Христа. Он переносил свои мучения с ропотом, хулил Бога :" спаси себя и нас, тогда уверуем, что Ты-Божий Сын! "
Первый путь - самый лёгкий, но ведёт он прямо в ад.
Второй путь
Это - путь разбойника, который висел справа от Христа. Он пытался угомонить своего товарища, говоря : "мы достойно по грехам нашим терпим, а Он - безгрешный, а страдает без вины. Вспомни меня, Господи, когда придёшь в Царствие Свое!"
На это Господь ему ответил :"аминь, говорю тебе, что будешь сегодня со Мной в раю".
Этот путь потруднее,потому что требует терпения и усилий над собой, размышления. Нелегко было разглядеть в распятом Человеке, который весь превратился в кровь, Бога.
Этот путь, как видим из евангелия, ведёт прямо в рай. Стоит немного потрудиться, вспомнить свои грехи и признать себя достойным наказания, возможно даже ещё большего. Потом возопить ко Господу.
Третий путь
Последний путь - самый сложный, путь самого Христа, который молился в жутких страданиях за тех, кто был их виновником.
"Господи, не вмени им греха сего!". Это значит, не наказывай моих мучителей, они по неведению причиняют мне боль.
Жалеть своих врагов, желать им добра, а не мести - качество не человеческое, но Божие. Человеку даётся это от Бога. Но это и есть заповедь Христова, которую мы должны соблюдать :" любите врагов ваших, благотворите обидящим и молитесь за творящих вам напасть."
Вот три способа перенесения скорбей : путь ропота, путь терпения и смирения, путь молитвы за врагов.
Какой путь выбрали вы?