Найти в Дзене

Рафаэль в Риме

С 1508 года творческая судьба великого гения ренессанса Рафаэля Санти оказалась связана с Римом, куда его пригласил для работы папа Юлий II. Этот глава католической церкви был необыкновенным человеком и выдающимся политическим деятелем. Рафаэль, бывший ещё и блестящим портретистом, оставил нам изображение папы Юлия II, о котором Вазари писал, что на портрете понтифик оказался «настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе». Характером, этот глава церкви, обладал страстным, непреклонным, был вспыльчивым и эмоциональным, сам возглавлял сражения с войсками европейцев, которых пренебрежительно называл «варварами», но также он являлся и ценителем искусства. С фанатичным упорством Юлий пытался восстановить померкшую, к этому времени, славу и величие «Вечного Города». А для этого, по его мнению, необходимо было сделать Рим центром культуры и искусства. Именно с этой целью он привлекает к своему двору лучшие художественные силы Италии, призывая на р

С 1508 года творческая судьба великого гения ренессанса Рафаэля Санти оказалась связана с Римом, куда его пригласил для работы папа Юлий II. Этот глава католической церкви был необыкновенным человеком и выдающимся политическим деятелем. Рафаэль, бывший ещё и блестящим портретистом, оставил нам изображение папы Юлия II, о котором Вазари писал, что на портрете понтифик оказался «настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе».

Рафаэль Санти. Портрет папы Юлия II
Рафаэль Санти. Портрет папы Юлия II

Характером, этот глава церкви, обладал страстным, непреклонным, был вспыльчивым и эмоциональным, сам возглавлял сражения с войсками европейцев, которых пренебрежительно называл «варварами», но также он являлся и ценителем искусства.

С фанатичным упорством Юлий пытался восстановить померкшую, к этому времени, славу и величие «Вечного Города». А для этого, по его мнению, необходимо было сделать Рим центром культуры и искусства. Именно с этой целью он привлекает к своему двору лучшие художественные силы Италии, призывая на работу живописцев, архитекторов, скульпторов.

Эмиль Жан Орас Верне. «Папа Юлий II обсуждает с Браманте, Микеланджело и Рафаэлем проект строительства базилики святого Петра»
Эмиль Жан Орас Верне. «Папа Юлий II обсуждает с Браманте, Микеланджело и Рафаэлем проект строительства базилики святого Петра»

Во время понтификата Юлия II началась грандиозная перестройка, находящегося в центре Ватикана храма Святого Петра, который должен был стать, по замыслу папы, главным католическим храмом мира.

Собор Святого Петра. Ватикан. Первоначальный проект - Д.Браманте, фасад - К.Мадерна, Купол - Микеланджело Буонарроти, площадь и колоннада перед собором - Л. Бернини
Собор Святого Петра. Ватикан. Первоначальный проект - Д.Браманте, фасад - К.Мадерна, Купол - Микеланджело Буонарроти, площадь и колоннада перед собором - Л. Бернини

Над проектом этого собора работал, приглашённый Юлием из Флоренции, выдающийся архитектор и художник, друг и земляк Рафаэля, Дона́то Брама́нте (1444 - 1514). Считается, что именно в его творчестве была достигнут пик зодчества Высокого Возрождения.

Изображение Донато Браманте с моделью своего собора XVIII в.
Изображение Донато Браманте с моделью своего собора XVIII в.

Постройки этого мастера отличаются удивительной гармонией и соразмерностью, простотой и ясностью, классической завершенностью и целостностью всех частей здания и его деталей. Это - поистине «классические» образцы ренессансной архитектуры.

Донато Браманте. Тьемполо в Риме. Считатется образцом ренессансной архитектуры.
Донато Браманте. Тьемполо в Риме. Считатется образцом ренессансной архитектуры.

Именно Донато Браманте обратил внимание главы Ватикана на молодого художника, и Рафаэль был приглашён Юлием II в «Вечный город».

-6

Протестировав возможности живописца Юлий II понял, что имеет дело с гением, и сделал Рафаэлю заказ на масштабную художественную работу: мастер должен был расписать личные покои папы, называемые станцами (от ит. stanza – «комната») - в Ватикане. Четыре комнаты-ста́нцы Рафаэль с помощниками и учениками украсил величественными фресками, воплощающими различные философские идеи в сюжетах и образах.

Станца д’Элиодоро. Сюжетами для росписей четырёх стен этой комнаты стали рассказы о чудесном вмешательстве Бога, в моменты, когда церковь оказывалась в опасности. Об этом нам повествуют четыре фрески станцы: «Изгнание Элиодора из Иерусалимского храма», «Месса в Больсене», «Чудесное изведение апостола Петра из темницы», «Встреча Льва I Великого с Аттилой».

(Полистайте галерею с фресками этой станцы дЭлиодоро)

Станца дель Инчендио ди Борго или Пожар в Борго расписывалась, когда папа Юлий II уже оставил наш бренный мир, а понтификом был избран Лев X (из рода Медичи). Поэтому сюжетами для росписей этой комнаты стали события связанные с правлением пап - тёзок нынешнего правителя: «Пожар в Борго», «Битва при Остии», «Коронование Карла Великого», «Клятва Льва III». Надо сказать, что участие в росписях этого зала самого Рафаэля было небольшим - в основном, работу выполняли его ученики.

(галерея с иллюстрациями представлена ниже, листайте)

Станца Константина - самая большая из комнат, предназначалась для торжественных мероприятий. Росписи в ней были посвящены борьбе христианской церкви с язычеством. Однако ко времени начала работ в этой зале Рафаэль скоропостижно скончался, поэтому все росписи выполнили по эскизам маэстро его преданные ученики - Джулио Романо и Джан Франческо Пенни.

-9

Однако, наиболее прославленной, из станц Ватикана, заслуженно считается Станца делла Сеньятура, где участие Рафаэля было весьма активным и полноценным.

Для заказавшего росписи папы Юлия II - это была самая важная из комнат, поэтому работы здесь проводились в первую очередь. Название комнаты переводят, как "комната подписей", возможно здесь проводились заседания папского трибунала и подписывались различные указы и документы.

Стены залы украшают фрески посвящённый духовной деятельности человека: правосудие является темой для фрески "Мудрость, умеренность и сила", "Диспута" отображает идею теологии, "Парнас" представляет собой поэзию (шире - искусство).

Эти фрески представлены в галерее - листайте

Самая известная из всех этих росписей - «Афи́нская школа» – фреска, посвящённая философии и науке. Пожалуй именно это творение Рафаэля может считаться визуальным воплощением, манифестом и, даже, квинтэссенцией мировоззрения Ренессанса.

Под сенью, изображённого гением эпохи, величественного архитектурного сооружения (несколько напоминающем строящийся собор Св.Петра), известнейшие философы и учёные античности ведут беседы, диспуты, споры… Одни из них заняты размышлениями, другие делятся с коллегами и учениками своими теориями и мыслями. Все полны достоинства и величия.

Рафаэль Санти. Станца делла Сеньятура. "Афинская школа"
Рафаэль Санти. Станца делла Сеньятура. "Афинская школа"

Центральными фигурами картины являются Платон и Аристотель, в жестах которых угадывается намёк на созданные ими две главные философские концепции: идеализм (Платон указующий пальцем на небо) и материализм (Аристотель, уверенно простёрший ладонь над землёй).

Рафаэль Санти. Станца делла Сеньятура. "Афинская школа". Платон и Аристотель
Рафаэль Санти. Станца делла Сеньятура. "Афинская школа". Платон и Аристотель

Считается, что в образе Платона художник воплотил портретные черты Леонардо да Винчи.

Прообразом греческого геометра Евклида, склонившегося в кругу учеников над доской с циркулем в руке, послужил друг и родственник художника - архитектор Браманте. В знак уважения к своему земляку, наставнику и коллеге, на горловине туники этого героя мы можем увидеть подпись художника, выполненную золотыми буквами «R.V.S.M.», что является аббревиатурой фразы «Рафаэль Урбинский своей рукой».

Рафаэль Санти. Станца делла Сеньятура. "Афинская школа". Евклид с учениками
Рафаэль Санти. Станца делла Сеньятура. "Афинская школа". Евклид с учениками

Сидящий в одиночестве на ступенях могучий Гераклит (философ, открывший диалектику, был известен в своё время, как "мрачный" или "тёмный") имеет сходство с ещё одним гением эпохи - Микеланджело Буонарроти.

Кстати, эту фигуру Рафаэль вписал в уже законченную фреску последней, таким образом выразив уважение к своему коллеге-сопернику, также работавшему в это время в Ватикане над росписями Сикстинской капеллы (о чём, конечно, ещё будет статья).

Рафаэль Санти. Станца делла Сеньятура. "Афинская школа". Гераклит
Рафаэль Санти. Станца делла Сеньятура. "Афинская школа". Гераклит

А совсем близко к правому краю, в группе астрономов, можно заметить уже знакомый нам, по автопортрету, образ самого автора росписи (черноглазый и темноволосый молодой человек в чёрном берете). Себя он представил, как древнегреческого прославленного живописца Апеллеса.

Рафаэль Санти. Станца делла Сеньятура. "Афинская школа". Фрагмент с автопортретом
Рафаэль Санти. Станца делла Сеньятура. "Афинская школа". Фрагмент с автопортретом

Кроме четырёх папских покоев, Рафаэлем с учениками, было достроено (после смерти Браманте) и расписано ещё одно помещение - крытая галерея, примыкающая к станце Константина. Этот шедевр получил название Лоджии Рафаэля.

Лоджии Рафаэля. Ватикан
Лоджии Рафаэля. Ватикан

Длинный коридор галереи делится арочными сводами на 13 частей. Каждая из них, в верхней части, примыкающей к потолку, украшена четырьмя картинами, написанными на библейские сюжеты. Поэтому это помещение называют ещё "Библией Рафаэля".

Лоджии Рафаэля. В пятом своде истории Исаака: Бог, явившийся Исааку; Исаак и Ревекка, замеченные Авимелехом; благословение Иакова и первородство Исава .
Лоджии Рафаэля. В пятом своде истории Исаака: Бог, явившийся Исааку; Исаак и Ревекка, замеченные Авимелехом; благословение Иакова и первородство Исава .

Однако, внимание, гуляющего по галерее зрителя, зачастую бывает отвлечено от главных фресок, благодаря затейливым росписям, покрывающим все плоскости стен о самого пола до потолка.

Эти бессюжетные росписи, в чем-то напоминающие восточные арабески, а в чём-то фрески из Помпей, с растительным орнаментом и причудливыми образами называют гротесками.

Интересно, что Лоджии Рафаэля, мы можем увидеть не только в Ватикане, но и в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Здесь в конце XVIII века, по прихоти императрицы Екатерины II, её любимый архитектор Джакомо Кваренги, воссоздал, с детальной точностью, шедевр высокого возрождения.

Лоджии Рафаэля. Эрмитаж. Санкт-Петербург
Лоджии Рафаэля. Эрмитаж. Санкт-Петербург

Слава Рафаэля, после создания фресок в Ватикане достигает своего пика, когда вдруг, совершенно неожиданно художник умирает 6 апреля 1520 года, в день своего 37-летия.

Его похоронили с большими почестями в древнем Пантеоне Рима, куда по сей день стекаются, почтить его память, поклонники творчества и таланта самого гармоничного из титанов Возрождения.

Гробница с прахом Рафаэля в Пантеоне Рима
Гробница с прахом Рафаэля в Пантеоне Рима

Если вам понравилась публикация, то не забудьте поставить лайк, а может, и подписаться на канал. :) Все публикации вы можете найти в полном каталоге статей.

Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:

Эпоха Возрождения. Особенности и достижения

Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто

Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

Как устроен дантовский Ад?

Чистилище Данте - путь спасения

Рай Данте - обитель Света и Любви

Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет

Джованни Боккаччо и его "Декамерон"

Медичи - правители Флоренции

Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры

Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"

Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?

Мазаччо - первый художник Ренессанса

Боттичеллевское настроение

Загадки Леонардо. Что мы знаем о гении?

Тайны "Тайной вечери" Леонардо да Винчи

Опять Джоконда?!

Рафаэль Санти - "певец Мадонн"

Рафаэль в Риме

Рафаэль - архитектор, скульптор и поэт

Микеланджело Буонарроти - скульптор. Молодость

Микеланджело Буонарроти - живописец. Зрелость

Микеланджело Буонарроти - архитектор. Финал

Микеланджело - поэт

Венеция принимает эстафету

Загадки Джорджоне