Эстетика современного искусства – это не только гармония визуализации, это ещё глубокий смысл, порой целая история, заключённая в одной картине.
Алексей Чайкасов – неординарный, талантливый современный художник, живущий и работающий в Москве. А его картины разлетелись по всему свету и стали украшением многих коллекций и предметом гордости обладания для любителей искусства.
Живопись Алексея нельзя ограничить рамками одного стиля. Он, как и большинство российских художников, выходит за рамки единого направления, смело экспериментирует, смешивает техники, материалы и стилевые решения. Сам Алексей говорит, что стиль для него не имеет принципиального значения.
«Возникает тема, я её раскрываю, отсюда много «литературщины – то есть мысль, и её объяснения». Для меня важнее содержание, а не форма. Смысл. Идеи, которые практически, валяются под ногами – сплошное наблюдение, переработка и трансформация в новые сюжеты. И это не просто природа и её пассивное созерцание. Это люди, взаимоотношения, внешние трансформации общества, политика, и социум».
И работы Алексея – это эмоциональная реакция на события, происходящие вокруг. Поэтому творчество Алексея Чайкасова можно отнести к концептуальному искусству – (от латинского conceptus — мысль) – когда важнее идея произведения. Это направление, провозглашающее первичность смысла, преобладающего над формой художественного изображения.
И Алексей говорит, что в истории русского искусства Передвижники занимались тем же самым - они обратились к теме окружающей действительности, воспевали народ, Русь. Они создавали реалистичные правдивые произведения, в которые был заложен глубокий смысл.
Нашему современнику, талантливому художнику 21 века, Алексею Чайкасову, близко такое понимание роли живописи и он продолжает традиции, заложенные «Товариществом передвижных художественных выставок», развивая и транслируя их в современной подаче.
Это работа о красоте русской женщины. И как аллегория – выбрана Снежная Баба и исконно русская традиция зимой лепить снеговиков, очеловечивая их. Сюжет картины в иносказательной форме рассказывает о боли художника, что «Самые красивые русские женщины очень часто уезжают за рубеж в поисках лучшей жизни. И эти ожидания не у всех и не всегда оправдываются».
Эта картина – не просто зимний сюжет, в красивой, немного ироничной форме преподнесённый зрителю. В ней затронута серьёзная проблема страны: неудовлетворённость населения социальным уровнем – от бытовых условий до зарплаты, сложностью в реализации своего потенциала и общим несовершенством экономической системы. И неспроста на контрасте с чистым белым снегом именно темнокожие мужчины лепят русскую снежную бабу. С большой любовью и лаской, с нежностью поглаживая её и украшая.
Сюжет и его подача вызывают зрителя на диалог и размышления, задаёт множество вопросов, на которые нужно искать ответы.
Эту работу Алексей характеризует, как «первые шаги в самостоятельном творчестве». С 1993 года Алексей Чайкасов входил в творческое объединение "Перекрёсток", созданное молодыми художниками в Твери, выпускниками Калининского художественного училища им. А. Г. Венецианова (сейчас это Тверской художественный колледж имени А. Г. Венецианова).
Работа «Утешение» была написана в 1994 году.
«Я хорошо помню детство, лето в деревне, Бабу Лену, и это непередаваемое ощущение – отношение бабушки к животным, к скотине, с которой разговаривают, общаются. Я помню этот запах, температуру свеженадоенного молока, вкус. И эти разговоры, и как Баба Лена и обнимет корову, и приласкает или пожурит её. Этот контакт, взаимную любовь.
Тяжелая работа в деревне, физическая усталость, и отношения, которые не передать словами. Когда человек находит утешение, общаясь с животными.
Позже у меня была собака, и это тоже было моё утешение. А там, в деревне, у моих бабушки с дедушкой были корова, козы и они разговаривали с ними, как с членами семьи. Я хорошо помню глаза коровьи и это состояние покоя, умиротворения и утешения. Контакт. Сейчас мне этого немного не хватает. Моя баба Лена, скорее всего, это всё ощущала».
Алексей Чайкасов в 1994 году создал серию работ на деревенские сюжеты. Большинство картин были проданы и часть из них покупатели увезли в Америку.
На уличном вернисаже в Измайлово в 1993 году, рядом с выставкой-продажей картин, где Алексей продавал и свои полотна, он увидел в продаже роскошное одеяло, выполненное в технике пэчворк (или лоскутной технике). Красота этих тщательно подобранных кусочков ткани, их геометрия и ритм вдохновили его на создание нового сюжета. Алексей сфотографировал то одеяло, а после очень жалел, что не купил его на том вернисаже. По мотивам фото создал собственную работу «Сон у окна».
Семейная пара, в конце трудового дня расположилась под красивым лоскутным одеялом. Вдвоём под одним одеялом. Из окна падает свет, рядом пристроился котейка. Усталые, но спокойные. Привычные будни и всё хорошо.
Большинство работ Алексея продаются. Поэтому Вы имеете возможность стать обладателем уникальной картины, написанной талантливым современным художником.