Найти тему

Анализ заданий и результатов ЕГЭ по химии 2022. Почему 34-е задание мало кто решил до конца?

Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам

Хочешь сдать ЕГЭ по химии и биологии на 90+? WhatsApp репетитора Богуновой В.Г. +7(903)186-74-55

Сайт репетитора Богуновой В.Г.

Репетитор Богунова В.Г. ВК

Полный каталог статей - на авторском сайте в разделе "Статьи репетитора Богуновой В.Г."

Не пропусти летний курс алгоритмики химии "Стартап+ (химия с нуля по-взрослому)" ! Это твой шанс научиться решать задачи по химии системно, с использованием основ математической логики!
Пиши на WhatsApp +7(903)186-74-55

"Время разбрасывать камни, время собирать камни". Высказывание принадлежит царю Соломону, который раздумывает, что есть человеческое счастье. Результатом размышлений мудреца становится вывод, что радость и горе сменяют друг друга, подчиняясь неким высшим законам, и "каждой вещи под небом" установлен свой срок.

На ЕГЭ по химии 2022 мы камней набросали ого-го сколько. Теперь вот собираем и плачем. "И что же это я, гад такой (гадюка такая), в учебном году дурью маялся (маялась). Говорила мама: "Учись! Человеком станешь!" Так нет. Дергал меня черт плешивый каждый раз находить предлог увиливать от занятий"

Если бы только вышеописанная сцена была главной причиной плохого решения 34-го задания ЕГЭ, мы с такой "вещью под небом" легко справились бы (по крайней мере, я говорю о себе и своих учениках). Но есть еще один фактор. И он очень и очень болезненный. Я, конечно, его озвучу, но... как всегда, меня сошлют в ад!

Господа-товарищи-коллеги, учителя средней школы профессиональной и не очень! Вы не задумывались над тем, какой предмет многие из вас преподают - химию или алхимию?

Химия - это точный предмет, построенный на строгих логических и математических законах.

Алхимия - это запоминалки (названий веществ, уравнений реакций и многого другого), которые очень похожи на заклятия алхимиков типа "трах-тибидох-тибидох"

Можете обижаться, но задумайтесь над вопросами: многие ли из вас при изучении органической химии объясняли ученикам электронные эффекты, сопряженность, механизмы реакций, раскрывали понятия статический и динамический фактор, нуклеофильность и электрофильность, реакционные центры и др.? Рассказывали ли вы ребятам, как правильно проводить анализ молекулы органического вещества известного состава по ее химическим свойствам с целью определения структурной формулы?

Вот потому, не смотря на очень легкую органическую компоненту ЕГЭ по химии 2022, в большинстве случаев 34-е задание было выполнено отвратительно!

Кстати, "легкая органика в ЕГЭ" всем еще аукнется. Как? Расскажу.

На 1-м курсе медицинских ВУЗов изучают такой предмет как биоорганическая химия. Могу с уверенностью сказать (по московским медицинским) - это камень преткновения для многих студентов. Более 50% из отчисленных с 1-го курса, слетают из-за "неуда" по биоорганической химии.

На 2-м курсе - биохимия как продолжение биоорганической химии. Кого не добила биоорганическая химия, тот потонет на биохимии (из студенческого фольклора) .

Я не пугаю - предупреждаю! Нужно учить органическую химию основательно еще в школе! Учить - значит ПОНИМАТЬ (в первую очередь), а не только (и не столько) ЗАПОМИНАТЬ!

Именно поэтому в моем курсе подготовки к ЕГЭ органическая химия и все ее ЕГЭ-составляющие выделены в отдельный подкурс, который ребята изучают целый учебный год! После такой подготовки они в медицинских ВУЗах буквально отдыхают, наслаждаясь специальными предметами. Не верите? Прочитайте статью о моем ученике Ноэле Кане "Моя школа! Ноэль Кан - круглый отличник, лучший студент РНИМУ им. Н.И. Пирогова!"

Однако, продолжим.

С моей точки зрения, 34-е задание ЕГЭ более чем интересно! Здесь абитуриент демонстрирует свои аналитические способности и глубокие знания органической химии.

Чтобы успешно выполнить 34-е задание, нужно:

1) изучать органическую химию фундаментально (с чувством, с толком, с расстановкой) на уровне, приближенном к высшей школе
2) внутри каждой темы решать задания, аналогичные 34-му заданию ЕГЭ, обучая ребят секретам органического анализа

Предлагаю вместе со мной погрузиться в выполнение и анализ одного из вариантов реального 34-го задания ЕГЭ по химии 2022

Реальное 34 задание ЕГЭ 2022

Органическое вещество А содержит 51,8% углерода, 19,8% кислорода, 4,3% водорода по массе, остальное - калий. Известно, что вещество А можно получить при взаимодействии вещества Б с раствором щёлочи. Также известно, что вещество Б может реагировать с 2 моль калия и содержит заместители у 1 и 3 атома углерода.
На основании этих данных:
1) установите молекулярную формулу органического соединения
2) составьте его структурную формулу
3) приведите уравнение реакции получения вещества А из вещества Б.
Реальное 34 задание ЕГЭ по химии 2022. Решает репетитор Богунова В.Г.
Реальное 34 задание ЕГЭ по химии 2022. Решает репетитор Богунова В.Г.

Анализ алгоритма решения задачи

1. Вывести формулу вещества по массовым долям - очень просто. В рамках этой публикации я не буду объяснять соответствующий алгоритм. Но если кто-то не знает даже этого, рекомендую прочитать мои статьи

Секретная шпаргалка по химии. 5.2. Вывод формулы вещества по массовой доле элементов

Секретная шпаргалка по химии. 5.3. Вывод формулы вещества по массовой доле элементов + шипы кратности

2. Итак, мы вывели формулу С7Н7О2К
3. Анализ формулы с целью выявления ее структуры, мы начинаем с определения числа π-связей и (или) циклов. Знаете как это делать? Нужно сравнить число атомов Н определяемого вещества с числом атомов Н в алкане с таким же числом атомов С. Не забываем, что калий замещает водород, поэтому его тоже учитывают.
Алкан С7Н16 (16 атомов Н)
Вещество С7Н7О2К (7+1 атомов Н)
16 - 8 = 8
Каждая π-связь или 1 цикл - "минус 2Н" от числа Н в алкане
8 : 2 = 4, значит в формуле 4 π-связи или цикла
Вывод: молекула включает бензольное кольцо (3 π-связи + 1 цикл), атомы О находятся в sp3-гибридизации (при них нет π-связей)
4. Поскольку заместители расположены у 1 и 3 атомов С, можно предложить три варианта изомеров (см. рис. в решении).
5. Определим положение калия в молекуле вещества А.
Вещество А получают из вещества Б при его реакции со щелочью. Группа -ОН спирта со щелочью не реагирует, а группа -ОН фенола реагирует со щелочью.
Вывод: вещество А может быть одним из двух изомеров а) или б) (см. рис. в решении)
6. По свойствам вещества Б, выберем окончательный вариант вещества А.
Вещество Б реагирует с 2 моль К, значит Б имеет как группу -ОН фенола, так и группу -ОН спирта. Из предложенных изомеров, под условия подпадает структурная формула под буквой а)
7. Пишем уравнение реакции вещества Б со щелочью и получаем вещество А.

Задача решена. Если у вас получилась такая же формула в ответе, вы честно заработали 3 балла!

Скоро ожидайте еще одну ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ сенсацию!

Не пропусти летний курс алгоритмики химии "Стартап+ (химия с нуля по-взрослому)"! Это твой шанс научиться решать задачи по химии системно, с использованием основ математической логики!
Пиши на WhatsApp +7(903)186-74-55

Понравилась статья? Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен!

Не забывайте подписаться на мой канал и поставить лайк!

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова