Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам
Хочешь сдать ЕГЭ по химии и биологии на 90+? WhatsApp репетитора Богуновой В.Г. +7(903)186-74-55
Сайт репетитора Богуновой В.Г.
Полный каталог статей - на авторском сайте в разделе "Статьи репетитора Богуновой В.Г."
Не пропусти летний курс алгоритмики химии "Стартап+ (химия с нуля по-взрослому)" ! Это твой шанс научиться решать задачи по химии системно, с использованием основ математической логики!
Пиши на WhatsApp +7(903)186-74-55
"Время разбрасывать камни, время собирать камни". Высказывание принадлежит царю Соломону, который раздумывает, что есть человеческое счастье. Результатом размышлений мудреца становится вывод, что радость и горе сменяют друг друга, подчиняясь неким высшим законам, и "каждой вещи под небом" установлен свой срок.
На ЕГЭ по химии 2022 мы камней набросали ого-го сколько. Теперь вот собираем и плачем. "И что же это я, гад такой (гадюка такая), в учебном году дурью маялся (маялась). Говорила мама: "Учись! Человеком станешь!" Так нет. Дергал меня черт плешивый каждый раз находить предлог увиливать от занятий"
Если бы только вышеописанная сцена была главной причиной плохого решения 34-го задания ЕГЭ, мы с такой "вещью под небом" легко справились бы (по крайней мере, я говорю о себе и своих учениках). Но есть еще один фактор. И он очень и очень болезненный. Я, конечно, его озвучу, но... как всегда, меня сошлют в ад!
Господа-товарищи-коллеги, учителя средней школы профессиональной и не очень! Вы не задумывались над тем, какой предмет многие из вас преподают - химию или алхимию?
Химия - это точный предмет, построенный на строгих логических и математических законах.
Алхимия - это запоминалки (названий веществ, уравнений реакций и многого другого), которые очень похожи на заклятия алхимиков типа "трах-тибидох-тибидох"
Можете обижаться, но задумайтесь над вопросами: многие ли из вас при изучении органической химии объясняли ученикам электронные эффекты, сопряженность, механизмы реакций, раскрывали понятия статический и динамический фактор, нуклеофильность и электрофильность, реакционные центры и др.? Рассказывали ли вы ребятам, как правильно проводить анализ молекулы органического вещества известного состава по ее химическим свойствам с целью определения структурной формулы?
Вот потому, не смотря на очень легкую органическую компоненту ЕГЭ по химии 2022, в большинстве случаев 34-е задание было выполнено отвратительно!
Кстати, "легкая органика в ЕГЭ" всем еще аукнется. Как? Расскажу.
На 1-м курсе медицинских ВУЗов изучают такой предмет как биоорганическая химия. Могу с уверенностью сказать (по московским медицинским) - это камень преткновения для многих студентов. Более 50% из отчисленных с 1-го курса, слетают из-за "неуда" по биоорганической химии.
На 2-м курсе - биохимия как продолжение биоорганической химии. Кого не добила биоорганическая химия, тот потонет на биохимии (из студенческого фольклора) .
Я не пугаю - предупреждаю! Нужно учить органическую химию основательно еще в школе! Учить - значит ПОНИМАТЬ (в первую очередь), а не только (и не столько) ЗАПОМИНАТЬ!
Именно поэтому в моем курсе подготовки к ЕГЭ органическая химия и все ее ЕГЭ-составляющие выделены в отдельный подкурс, который ребята изучают целый учебный год! После такой подготовки они в медицинских ВУЗах буквально отдыхают, наслаждаясь специальными предметами. Не верите? Прочитайте статью о моем ученике Ноэле Кане "Моя школа! Ноэль Кан - круглый отличник, лучший студент РНИМУ им. Н.И. Пирогова!"
Однако, продолжим.
С моей точки зрения, 34-е задание ЕГЭ более чем интересно! Здесь абитуриент демонстрирует свои аналитические способности и глубокие знания органической химии.
Чтобы успешно выполнить 34-е задание, нужно:
1) изучать органическую химию фундаментально (с чувством, с толком, с расстановкой) на уровне, приближенном к высшей школе
2) внутри каждой темы решать задания, аналогичные 34-му заданию ЕГЭ, обучая ребят секретам органического анализа
Предлагаю вместе со мной погрузиться в выполнение и анализ одного из вариантов реального 34-го задания ЕГЭ по химии 2022
Реальное 34 задание ЕГЭ 2022
Органическое вещество А содержит 51,8% углерода, 19,8% кислорода, 4,3% водорода по массе, остальное - калий. Известно, что вещество А можно получить при взаимодействии вещества Б с раствором щёлочи. Также известно, что вещество Б может реагировать с 2 моль калия и содержит заместители у 1 и 3 атома углерода.
На основании этих данных:
1) установите молекулярную формулу органического соединения
2) составьте его структурную формулу
3) приведите уравнение реакции получения вещества А из вещества Б.
Анализ алгоритма решения задачи
1. Вывести формулу вещества по массовым долям - очень просто. В рамках этой публикации я не буду объяснять соответствующий алгоритм. Но если кто-то не знает даже этого, рекомендую прочитать мои статьи
Секретная шпаргалка по химии. 5.2. Вывод формулы вещества по массовой доле элементов
2. Итак, мы вывели формулу С7Н7О2К
3. Анализ формулы с целью выявления ее структуры, мы начинаем с определения числа π-связей и (или) циклов. Знаете как это делать? Нужно сравнить число атомов Н определяемого вещества с числом атомов Н в алкане с таким же числом атомов С. Не забываем, что калий замещает водород, поэтому его тоже учитывают.
Алкан С7Н16 (16 атомов Н)
Вещество С7Н7О2К (7+1 атомов Н)
16 - 8 = 8
Каждая π-связь или 1 цикл - "минус 2Н" от числа Н в алкане
8 : 2 = 4, значит в формуле 4 π-связи или цикла
Вывод: молекула включает бензольное кольцо (3 π-связи + 1 цикл), атомы О находятся в sp3-гибридизации (при них нет π-связей)
4. Поскольку заместители расположены у 1 и 3 атомов С, можно предложить три варианта изомеров (см. рис. в решении).
5. Определим положение калия в молекуле вещества А.
Вещество А получают из вещества Б при его реакции со щелочью. Группа -ОН спирта со щелочью не реагирует, а группа -ОН фенола реагирует со щелочью.
Вывод: вещество А может быть одним из двух изомеров а) или б) (см. рис. в решении)
6. По свойствам вещества Б, выберем окончательный вариант вещества А.
Вещество Б реагирует с 2 моль К, значит Б имеет как группу -ОН фенола, так и группу -ОН спирта. Из предложенных изомеров, под условия подпадает структурная формула под буквой а)
7. Пишем уравнение реакции вещества Б со щелочью и получаем вещество А.
Задача решена. Если у вас получилась такая же формула в ответе, вы честно заработали 3 балла!
Скоро ожидайте еще одну ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ сенсацию!
Не пропусти летний курс алгоритмики химии "Стартап+ (химия с нуля по-взрослому)"! Это твой шанс научиться решать задачи по химии системно, с использованием основ математической логики!
Пиши на WhatsApp +7(903)186-74-55
Понравилась статья? Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен!
Не забывайте подписаться на мой канал и поставить лайк!
Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова