В 1385 году сын тверской княжны Иулиании Александровны очень удачно женился. Великий князь литовский Ягайло стал королём Польши и основателем великокняжеской и королевской династии Ягеллонов.
Кревская Уния действовала 184 года, а в 1569 году Польша и Литва подписали Люблинскую Унию.
Так появилось федеративное королевство - Речь Посполитая.
Екатерина познакомилась с последним королём Речи Посполитой благодаря английскому послу. Их первая встреча произошла на балу в Ораниенбауме 29 июня 1756 года. Сэр Хенбери Вильямс, пытаясь завязать разговор с Екатериной, представил великой княжне Станислава Понятовского. Обаятельный молодой человек был хорошо образован, знал 6 языков и принадлежал к знатному роду Чарторыйских.
"Её было двадцать пять лет. Оправясь от первых родов, она расцвела так, как об этом может мечтать женщина, наделённая от природы красотой. Чёрные волосы, восхитительная белизна кожи, большие синие глаза навыкате, многое говорившие, очень длинные чёрные ресницы, острый носик, рот, зовущий к поцелую, руки и плечи совершенной формы."
Такой запомнил великую княжну будущий король Польши. Эта встреча стала судьбоносной. Конечно оба понимали, что их любовь обречена. Не будет, как в сказке - жили долго и счастливо.
В 1758 году влюблённым пришлось расстаться. Охрана выследила Понятовского и схватила на пути в покои великой княгини. Обошлось без большого скандала.
Судьба подготовила Екатерине Алексеевне удар по серьёзнее. Разоблачили заговор Бестужева. Он передал великой княжне записку - "документов не осталось, держитесь, ни в чём не признавайтесь". Послание перехватили. Положение Екатерины было очень не устойчиво. Она попросила Понятовского уехать.
"Я сделаю всё для вас и вашей семьи, будьте в этом твёрдо уверены... Пишите мне как можно меньше или лучше совсем не пишите без крайней необходимости"
Станислав Понятовский вернулся в Польшу, но в письмах называл великую княгиню "главной любовью своей жизни". У него было восемь внебрачных детей, но официально он так и не женился.
Три счастливых года тайных встреч обернулись для Станислава Понятовского пожизненным пленом в мире амбиций, иллюзий и надежд. Хотя если вглядеться в глаза на парадном портрете, то становиться понятно, что иллюзии рассеялись до коронации. После вступления на престол Екатерины Второй, Станислав Понятовский хотел приехать в Россию. Императрица в гости не пригласила. Её сердце было уже занято.
Екатерина всегда щедро одаривала своих фаворитов и по её мнению Станиславу Понятовскому она подарила самый большой подарок - корону. Только вот свежеиспечённый король получил корону и ни грамма королевской власти в придачу.
Он был свободен развивать культуру и промышленность, но во внешней и во внутренней политике решающее слово было сеймом. Чтобы скрасить "стеснённые обстоятельства" король жил на широкую ногу. Через 6 лет его личный долг России и Нидерландам был больше чем годовой бюджет Речи Посполитой.
Противники именовали монарха "соломенным королём". Это не справедливо. Король мечтал усилить Польшу, был одним из авторов конституции. Но вечно недовольные аристократы давили на короля. Да и Петербург сильно воли не давал.
"Но ведь не для того же, вы сделали меня королём? Не для того же, чтобы Польша была расчленена при моём правлении, угодно было вам, чтобы я носил корону?" - писал он в Петербург.
Императрица делала вид, что не понимает о чём речь. Ведь всё хорошо - его трон в безопасности, в случае спорных вопросов на помощь всегда придёт русская армия.
Понятовский не смог исправить ситуацию. После немого сейма в 1717 году власть короля Речи Посполитой была иллюзорной.
"Патриоты" Польши боролись за независимость. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Некогда сильное государство вспыхнуло, как спичка и сгорело в пламени восстания. Тадеуш Костюшко боролся за независимость, а в результате уничтожил свою страну. Россия, Австрия и Пруссия ввели войска и состоялся третий раздел Речи Посполитой.
25 ноября 1795 года Станислав Август Понятовский подписал отречение.
Австрия и Пруссия, на вновь приобретённых территориях, государственным языком объявили немецкий и ни каких царств. Государыня Екатерина Алексеевна поступила иначе.
После отречения Понятовский жил в Гродно. После смерти матери, Павел Первый пригласил его в Петербург. Он предоставил ему Мраморный дворец, построенный Екатериной Великой для графа Орлова. Бывший король давал балы и в свободное время писал мемуары.
В 1798 году в феврале его не стало. Станислава Понятовского похоронили с почестями монарха в церкви Святой Екатерины на Невском проспекте. В 1938 году Сталин разрешил забрать прах и последнего короля Речи Посполитой перезахоронили на родине, в Волчине.
В 1939 году русские опять договорились с немцами и Вторую Речь Посполитую снова разделили. Волчина отошла к Белорусской ССР.
В 1988 году прах Станислава Понятовского эксгумировали и перезахоронили в Варшаве, в костёле Святого Иоана Крестителя.