Сегодня, в славный День Пограничника, вспомнилась мне старая история. С 25-го по 28-е апреля 1978 г. в Москве проходил XVIII съезд ВЛКСМ. Была такая массовая организация в СССР, и ваш покорный слуга, как и большинство советской молодежи, в ней состоял. Служил я в то время срочную службу на пограничной заставе имени А. И. Коробицына, и наш замполит регулярно, в порядке политинформации, освещал это важное событие.
От нашего Выборгского 102-го пограничного отряда имени С. М. Кирова делегатом на съезд комсомола отрядили сержанта из роты сопровождения поездов. Ребята из этого подразделения проверяли электрички, следующие из Выборга к Светогорску, и отлавливали массу нарушителей. Правда, не государственной границы, а пограничного режима. Но делали они дело нужное, так как публика там попадалась разная, а порой и весьма опасная.
И вот, после съезда комсомола, по распоряжению политорганов, стал ездить этот сержант-делегат по всем заставам нашего отряда, чтобы рассказать народу об этом историческом событии и воодушевить нас на ратные подвиги и разные хорошие дела. Делегат оказался парнем славным, как и подавляющее большинство пограничников, и мозги нам пудрить не стал, к некоторому неудовольствию замполита.
Оказалось, что еще за полтора месяца до съезда будущих делегатов-погранцов вызвали в столицу. Провели, так сказать, фейс-контроль и инструктаж, что можно и что нельзя. Заодно отметили тех, кто без медалей, и на съезд они явились уже с медалями "За отличие в охране государственной границы СССР".
По прибытию в Москву служивых разместили в гостинице "Россия", а утром при регистрации в Кремлевском Дворце съездов каждому делегату вручили модный тогда чемоданчик-дипломат. В чемоданчике были: ручка, блокнот в кожаном переплете, парочка брошюр, наручные часы "Полет" с гравировкой на крышке "Делегату XVIII съезда ВЛКСМ" и плотный конверт с четырьмя 25-ти рублевыми банкнотами. Неплохая сумма по тем временам, за четыре дня словоблудия.
Атмосфера съезда нашему сержанту понравилась. Все были радостные и довольные. Рядом, только руку протяни, ходили простые и доступные Герои Советского Союза, летчики-космонавты и прославленные спортсмены. Перед делегатами выступал, тогда еще довольно бодрый, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Естественно, что речь генсека прерывалась бурными и продолжительными аплодисментами.
В перерывах между выступлениями, на разных этажах здания делегатов развлекали правильной музыкой популярные вокально-инструментальные ансамбли. В фойе были накрыты столы, радующие глаз бутербродами с черной и красной икрой, белой и красной рыбкой и финским салями. Вечером, в номере гостиницы, делегатов дожидались шоколадные наборы от кондитерских фабрик "Большевик" и "Красный Октябрь", билеты на концерты и спектакли и другие подарки от шефов.
Сидел я, сержант-дембель, в ленинской комнате, слушал делегата и понимал его восторг от московского мероприятия. Ведь если бы мне дали конверт со ста рублями и часы "Полет", да сверху положили бутерброд с черной икоркой, я бы, наверное, тоже бурно рукоплескал и голосовал "за". А сейчас, думаю, нынешние агитаторы и пропагандисты получают не сто рублей в конверте, а столько, что хватает на дачку в Италии.
Всех с праздником!