Как Леонида Слуцкого выбирали новым лидером ЛДПР под строгим взором Жириновского
«Я не знаю, кто там опух или распух… У Владимира Вольфовича были претензии, определенные точки непонимания с первым президентом Минтимером Шариповичем Шаймиевым», — заявил сегодня «БИЗНЕС Online» новый лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. Он рассказал, что Рустам Минниханов близок ему по духу, а Татарстан «очень правильно развивается». О том, как партийцы обещали воплощать заветы Владимира Жириновского, — в нашем репортаже.
«Жириновский навсегда!»
Сегодня Леонид Слуцкий официально и единогласно был избран на внеочередном съезде новым главой ЛДПР вместо скончавшегося 6 апреля бессменного Владимира Жириновского. Но, казалось, дух покойного витал в Институте мировых цивилизаций, где партийцы собрались, чтобы определиться со своим новым лидером. Так, Жириновский, застывший в бронзе, встречал делегатов и гостей съезда еще на входе. Букет красных гвоздик, лампадка и икона стояли в ногах памятника работы Зураба Церетели. Изваяние открыли еще при жизни лидера ЛДПР — в 2016 году. Далее Жириновский строгим взглядом с черно-белого портрета провожал заходящих в здание. На втором этаже участникам съезда открывалась ретроспектива жизни основателя партии, запечатленная в сотнях снимков. А в зале заседаний, у сцены, выставили большой портрет Жириновского, строго и даже хмуро взиравшего на каждого. Напротив сцены красовались баннеры: «Жириновский был, есть и будет!», «Жириновский навсегда!», «Жириновский в наших сердцах!». «Жириновский навсегда!» — этот лозунг звучал в этот день особенно часто, им Слуцкий каждый раз завершал свои пламенные речи.
Но сначала прошла закрытая часть съезда. Журналистов приглашали к 10 утра, обещая к 11 часам «движуху», но по факту заставили томиться в душных аудиториях института 2,5 часа. «Ведь не все хотят избирать Слуцкого. Боятся, что сорвут голосование. Поэтому все закрыли», — шептались коллеги.
Лишь перед тайным голосованием прессу пустили в зал. А там делегаты (87 из 85 регионов) подходили к урне и, демонстративно опуская мандат под вспышки фотокамер, говорили: «Слуцкий со всем справится», «Слуцкий, вперед!» Или упоминали бывшего лидера партии: «Жириновский был уникальным человеком, у нас нет второго Жириновского. Но у нас есть его наследие». Слуцкий, подойдя к урне, отметил, что смерть Жириновского — общее горе, которое сблизило членов ЛДПР. «Партия сегодня действует и работает как единый организм. Я уверен, что все задачи, которые поставил Жириновский, будут реализованы и решения, которых ждут от нас люди, будут приняты сообща», — объявил он.
«Он сможет объединить партию вокруг себя»
Для наблюдателей избрание Леонида Эдуардовича не стало открытием: результат был ожидаем. Конкуренцию ему попытался составить депутат Госдумы Александр Шерин. Но борьба была недолгой. За его включение в список для голосования был подан лишь один голос (вероятно, его собственный). Так что накануне высший совет партии рекомендовал включить в бюллетень только имя Слуцкого. «Думаю, если бы Шерин выдвинулся после 40-дневного моратория, получил бы больше голосов», — пояснял он прессе.
В итоге в бюллетене Слуцкий оказался совершенно один. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» депутат Госсовета РТ и единственный делегат от республики Эдуард Шарафиев, для ЛДПР уже традиция — единственная кандидатура в бюллетене. В этот раз правило нарушать также не стали. «Нам предстоит делать сложный выбор. Мы выбираем нового лидера, нового председателя партии», — уверенно объявил он, признавшись, что свой голос отдал Слуцкому, т. к. другой подобной ему кандидатуры просто нет. По словам Шарафиева, элемент демократии все-таки присутствовал — можно было проголосовать как за кандидатуру, так и против. «Он является настоящим лидером, сможет объединить партию вокруг себя, выстроить конструктивную работу, начиная от региональных отделений партии, заканчивая руководством тех или иных регионов», — уверен Шарафиев. По его мнению, Слуцкий сможет вести «наследие Жириновского к очередным победам», «освежить работу» ЛДПР в Татарстане, а сама партия «улучшает результаты на выборах».
Также Шарафиев рассказал, что закрытая часть съезда обошлась без скандалов. Напротив, все дружно поддержали Слуцкого, в том числе и он сам, выступая со сцены. «Я сказал, что с нами незримо присутствует 88-й делегат — Владимир Вольфович. Я задал вопрос в зал, как бы он сейчас отреагировал на все это, кого бы он поддержал. В зале есть фотография, где он держит мандат делегата и как раз смотрит на Слуцкого. Смотрите, какой выбор он сделал. Выбор очевиден», — рассказал депутат Госсовета РТ.
Депутат законодательной Думы Хабаровского края Владислав Чечиков признался нашему корреспонденту, что Жириновского любили в регионе. «Секрет успеха, наверное, в оказанном фьючерсном доверии граждан. У нас люди простые, они голосуют сердцем, по делам», — отметил он. По его словам, новый губернатор Михаил Дегтярев (а его тоже сначала включали в шорт-лист претендентов на пост лидера ЛДПР) в крае прижился. «Он делами доказывает уже больше года», — утверждал Чечиков. Впрочем, по его словам, о Сергее Фургале тоже в крае не забыли. «Он живет в сердце и памяти каждого хабаровчанина», — вздохнул он, пожелав ему «справедливого правосудия».
«Сегодня Владимир Вольфович слышит нас и поддерживает»
По итогам подсчета голосов, как заявил Ярослав Нилов, в урне оказалось 86 бюллетеней (а делегатов было заявлено 87). Все единогласно сделали выбор в пользу Слуцкого. Едва Нилов объявил об этом, зал вскочил и начал аплодировать новому председателю партии. «Я никогда не мог предположить, что буду избран главой нашей родной партии единогласно голосами непростых, ершистых политиков. В наших отделениях работают зрелые, мудрые, состоявшиеся люди», — благодарил однопартийцев Слуцкий.
Он заверил, что партия и дальше будет работать в интересах граждан, объективно оценивая решения правительства. «Мы оппозиционная партия, но мы партия конструктивной оппозиции. Мы не выступаем карикатурным образом с трибуны Государственной Думы, поддерживая в каждом тезисе ту или иную фигуру или назначение, а потом вдруг неожиданно говорим: „Все-таки мы проголосуем против“. Мы логичные. Если что-то идет деструктивно — мы говорим об этом открыто и последовательно», — сказал Слуцкий.
Открыто он заявил о поддержке спецоперации на Украине, которая «началась только потому, что не осталось никакого другого выхода». «Озверевшая публика, которая захотела обладать ядерным оружием, нам просто не оставила выбора», — вздохнул он.
Слуцкий добавил, что с передовой идут заявления о вступлении в ЛДПР — «от тех, кто сегодня, может, уйдет из жизни». «Точка невозврата пройдена. Президент России вряд ли примет половинчатые решения. Больше не будет снарядов с надписью „Детям Донбасса“, больше не должно быть возвращения пленных с отрезанными пальцами. Мы должны сегодня сплотиться вокруг президента, чтобы сохранить мир, страну, выстоять, укрепить национальную экономику», — рьяно призывал новый лидер ЛДПР.
Не нравится Слуцкому «оболонивание» молодежи. Так что он призывал с трибуны отказаться от Болонской системы образования, а в будущем постепенно и от ЕГЭ. «Нас нельзя взять самыми современными видами оружия. Но нас можно взять иначе, оболванив нашу молодежь. Наши стратегические „друзья“ на Западе только и хотели бы, чтобы наша молодежь расслоилась, чтобы 10–15 процентов состоятельных семей получали образование в институтах англо-саксонского мира и возвращались сюда с поставленными задачами, а остальные люди были образованы так, средненько или хуже того. Ну разве мы можем на это пойти? Такого не будет», — отрезал он.
«Сегодня Владимир Вольфович, я как верующий человек уверен, слышит нас и поддерживает, иначе бы не было такого результата. Колоссальная ответственность лежит сейчас на мне, всех нас. Я уверен, что мы сумеем решить задачи, которые были оставлены нам Жириновским, задачи, которые стоят сегодня перед страной, перед теми людьми, которые поддерживают нас и голосуют за нас. Мы решим их, как бы это ни было сложно. Жириновский навсегда!» — пламенно говорил Слуцкий. Речь нового лидера ЛДПР зал принял продолжительными овациями. Казалось, что сам счастливый победитель аплодирует активнее и громче всех.
«Я не знаю, кто там опух или распух»
На брифинге мы напомнили новому лидеру партии Слуцкому, что его предшественник неоднократно критически отзывался о той же Казани, говоря, что она «распухла, живет, как на свадьбе». «Каково ваше мнение по национальному вопросу или будете продолжать курс Жириновского?» — спросила наш корреспондент.
«Я не знаю, кто там опух или распух… У Владимира Вольфовича были претензии, определенные точки непонимания с первым президентом Минтимером Шариповичем Шаймиевым, — признался Слуцкий. — Но давайте вспомним, когда это было сказано — очень давно. Сегодня Татарстан являет собой пример межрелигиозной, межнациональной толерантности». Лидер ЛДПР отметил, что дружит с Рустамом Миннихановым еще с тех времен, когда тот был премьер-министром РТ. «Он близок мне по духу. Гонщик, человек с адреналином в крови. Рустам Нургалиевич Минниханов недавно был нашим гостем в Госдуме. Я часто бываю в республике. Республика Татарстан сегодня очень правильно развивается. Местное отделение ЛДПР будем тоже развивать, оно там сильное», — пообещал он.
Слуцкий также вспомнил о вице-премьере РФ Марате Хуснуллине как одном из наиболее известных выходцев из Татарстана, который «от своих корней не отрывается». Он поблагодарил его за восстановление Донецка и Луганска.
«Вы не смотрите на то, что было сказано когда-то. То, что сказано когда-то, давно улажено. А если у нас будут претензии к любому субъекту, мы их, не стесняясь, выскажем. Надо смотреть на то, что происходит сегодня, и происходит весьма конструктивно и правильно», — заключил он.
После брифинга Слуцкий отправился председательствовать на первом после его избрания высшем совете партии.
Елена Колебакина-Усманова, Дарья Казакова
Фото: Алексей Белкин