>>Глава 2. Идея Открытого Заговора. Читать
Теперь для большинства из нас, пробуждающихся к осознанию необходимости жить по-новому и переделывать государство, которое является основой нашей жизни, в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к нему, совершенно ясно одно: мы должны привести свои собственные мысли в порядок. Почему мы только сейчас осознали кризис в человеческих делах? Изменения в прогрессе происходят с неуклонным ускорением в течение нескольких столетий. Очевидно, что мы все, должно быть, были очень ненаблюдательны, наши знания, как они к нам пришли, должно быть, были очень плохо организованы в наших умах, и наш способ решение этой проблемы, должно быть, было туманным и запутанным, иначе мы, несомненно, давно бы осознали огромные потребности, которые сейчас бросают нам вызов. И если это так, если потребовались десятилетия, чтобы разбудить нас, то, вполне вероятно, мы еще не полностью проснулись. Даже сейчас мы, возможно, не осознали стоящую перед нами задачу во всей ее полноте. Возможно, нам еще многое предстоит прояснить в наших умах, и нам, безусловно, еще многому предстоит научиться. Поэтому одна из главных и постоянных обязанностей состоит в том, чтобы продолжать наше мышление и думать как можно лучше о том, как мы думаем и о том, как мы получаем и используем знания.
По сути Открытый Заговор должен быть интеллектуальным возрождением.
Человеческая мысль все еще очень запутана несовершенством слов и других символов, которые она использует, и последствия этого запутанного мышления гораздо более серьезны и обширны, чем обычно осознается. Мы все еще видим мир сквозь туман слов; только то, что непосредственно окружает нас, является очевидным фактом. С помощью символов, и особенно с помощью слов, человек поднялся над уровнем обезьяны и достиг значительного господства над своей вселенной. Но каждый шаг в его умственном восхождении включал в себя запутывание с этими символами и словами, которые он использовал; они были одновременно полезными и очень опасными и вводящими в заблуждение. Значительная часть наших дел, социальных, политических, интеллектуальных, сегодня находится в затруднительном и опасном состоянии из-за нашего свободного, некритичного, неряшливого использования слов.
На протяжении всего позднего Средневековья среди схоластов шли ожесточенные споры об использовании слов и символов. В человеческом разуме существует странная склонность думать, что символы, слова и логические выводы более верны, чем фактический опыт, и эти большие разногласия были вызваны борьбой человеческого разума против этой склонности. С одной стороны, были реалисты, которых так называли, потому что они, по сути, верили, что имена более реальны, чем факты, а с другой стороны, были номиналисты, которые с самого начала были проникнуты подозрительностью в отношении имен и слов в целом; которые думали, что в вербальных процессах может быть какой-то подвох, и которые постепенно прокладывали себе путь к экспериментальной проверке, которая является фундаментальной вещью экспериментальной науки - экспериментальной науки, которая дала нашему человеческому миру все эти огромные силы и возможности, которые соблазняют и угрожают ему сегодня. Эти споры схоластов имели первостепенное значение для человечества. Современный мир не мог возникнуть до тех пор, пока человеческий разум не порвал с узколобым вербалистическим образом мышления, которому следовали реалисты.
Но за все время моего обучения мне никогда не объясняли этот вопрос. Университет Лондона дал понять, что я хорошо образованный молодой человек, дав мне диплом с отличием первого класса и свободу приобретать и носить элегантную мантию и капюшон, а Лондонский колледж Наставников дал мне и всему миру свои высочайшие гарантии того, что я достоин обучать и тренировать умы своих собратьев, и все же мне еще предстояло обнаружить, что реалист - это не романист, который слишком сильно приправляет свои книги сексуальной привлекательностью, а Номиналист ничего общего не имеет с реалистом. Но когда я узнал об индивидуальности в своей биологической работе и о логике и психологии в своей подготовке в качестве идеального наставника, мне пришло в голову, что что-то очень важное и существенное упускается из виду и что я совсем не так хорошо подготовлен, как в настоящее время говорят мои дипломы, и в будущем следующие несколько лет я находил время, чтобы довольно тщательно разобраться в этом вопросе. Я не сделал никаких чудесных открытий, все, что я узнал, было уже известно; тем не менее, мне пришлось выяснить некоторые из этих вещей для себя заново, как будто этого никогда не было сделано; так что обычному человеку, который хотел привести свой разум в надлежащее рабочее состояние, был недоступен какой-либо полный отчет о человеческом мышлении. И дело было не в том, что я упустил какие-то непонятные, драгоценные тонкости философии; дело было в том, что мое фундаментальное мышление, лежащее в основе моего политического и социального поведения, было неправильным. Я был в человеческом сообществе, и это сообщество, и я вместе с ним, думали о фантомах и фантазиях, как будто они были реальными и живыми существами, были в грезах о нереальности, были слепы, неряшливы, загипнотизированы, низки и неэффективны, блуждали в чрезвычайно красивом и чрезвычайно опасном мире.
Я поставил перед собой задачу перевоспитать себя и после писательской практики написал об этом в различных пробных брошюрах, эссе и книгах. Здесь нет необходимости ссылаться на эти книги. Суть вопроса изложена в трех сборниках, к которым я снова обращусь почти сразу же. Они следующие: "Очерк истории" (гл. XXI, § 6 и гл. XXXIII, § 6), "Наука жизни" (Книга VIII, "Мысль и поведение") и "Труд, Богатство и Счастье Человечества" (гл. II, § § 1-4). В последнем довольно ясно показано, как человеку приходилось бороться за господство над своим разумом, только после больших споров он обнаружил правильное и эффективное использование своих интеллектуальных инструментов и должен был научиться избегать некоторых распространенных ловушек, прежде чем он смог достичь своего нынешнего господства над материей. Ясное и эффективное мышление не дается нам от природы. Поиск истины - это целое искусство. Мы естественным образом впадаем в тысячу вводящих в заблуждение обобщений и ложных процессов. И все же сегодня в школах мира едва ли проводится какое-либо разумное ментальное обучение. Мы должны научиться этому искусству, если мы вообще хотим практиковать его. Наши школьные учителя сами не прошли должной подготовки, они неправильно воспитывают примером и наставлениями, и поэтому наша пресса и текущие дискуссии больше похожи на импровизированный бунт калек, глухих и слепых умов, чем на интеллектуальный обмен идеями. Какую чушь читаешь! Какие опрометчивые и дерзкие предположения! Какие идиотские выводы!
Но перевоспитание себя, оздоровление своего ума, его тренировка и обучение правильному мышлению - это только начало задачи, стоящей перед пробуждающимся Открытым Заговорщиком. Он должен не только ясно мыслить, но и уметь делать так, чтобы его разум был снабжен надлежащими общими идеями, которые сформируют истинную основу для его повседневных суждений и решений.
Именно Великая война впервые показала мне, насколько я был невежественен, насколько плохо продуман и неопрятен мой разум в отношении самых важных вещей в жизни. Эта катастрофическая потеря жизни, материальных благ и счастья, поскольку она была практически всемирной, явно была результатом процессов, составляющих основную часть истории, и все же я обнаружил, что не знаю - и никто другой, казалось, не знал - историю таким образом, чтобы быть в состоянии объяснить, как Началась Великая война или то, что должно было из нее выйти. “Версаль”, с которым мы все, кажется, согласны в наши дни, был глупым, но как мог Версаль быть чем-то иным, чем он был, учитывая несовершенные, однобокие исторические знания и вытекающие из них подозрения, эмоции и предубеждения тех, кто там собрался? Они не лучше остальных из нас знали, что такое война, и поэтому как они могли знать, каким должен быть мир? Я понял, что нахожусь в том же положении, что и все остальные, и поставил перед собой задачу прежде всего для собственного руководства составить краткое изложение всей истории и получить своего рода карту для более полезных выводов о политическом состоянии человечества. Это резюме, которое я сделал было "Очерком истории", бесстыдной компиляцией и изложением основных фактов мировой истории, написанной без намека на искусство или элегантность, написанной действительно в значительной спешке и волнении, и ее продажа, которая сейчас составляет третий миллион, показала, как много у меня общего с великой рассеянной толпой простых людей, желающих все знать, испытывающих отвращение к патриотическому, спорному, болтливому, сплетничающему материалу, преподносимому им как история их школьными учителями и учительницами, который привел их к катастрофе войны.
Очерк истории - это не вся история жизни. Его главная тема - рост человеческого взаимодействия и человеческих сообществ, их правителей и конфликтов, история о том, как и почему мириады маленьких племенных систем десять тысяч лет назад боролись и объединились в шестьдесят или семьдесят с лишним правительств сегодняшнего дня, а теперь напрягаются и трудятся в тисках силы, которые в настоящее время должны достичь своего окончательного единства. И даже когда я закончил Набросок, то понял, что за его рамками осталось нечто более широкое и фундаментальное, а также более близкое, более непосредственные области знаний, которые я все еще должен был получить для своих собственных практических целей и целей единомышленников, которые хотели эффективно использовать свою жизнь, если мое существование должно было избежать тщетности.
Я понял, что недостаточно знаю о жизни в моем теле и ее отношениях с миром жизни и материи за его пределами, чтобы принимать правильные решения по ряду неотложных вопросов - от расовых конфликтов, контроля над рождаемостью и моей личной жизни до общественного контроля за здоровьем и сохранением окружающей среды и природных ресурсов. А также я обнаружил, что был удивительно невежественен в повседневных делах жизни, в том, как и почему шахтер давал уголь для приготовления моего обеда, и банкир, который брал мои деньги в обмен на чековую книжку, и владелец магазина у которого я покупал вещи, и полицейский, который поддерживал для меня порядок на улицах. И все же я голосовал за законы, влияющие на мои отношения с этими людьми, платил им прямо или косвенно, высказывал свое невежественное мнение о них и в целом своим поведением способствовал поддержанию и влиянию на их жизнь.
Итак, с помощью и под руководством двух очень компетентных биологов я принялся за работу, чтобы написать как можно более ясное изложение того, что было известно об источниках и природе жизни, об отношении видов к индивидуумам и к другим видам, а также о процессах сознания и мышления. Это я опубликовал под названием "Наука жизни". И пока это продолжалось, я поставил перед собой задачу провести обзор всей человеческой деятельности по отношению друг к другу, работы людей и потребностей людей, культивации, производства, торговли, управления, правительства и всего остального. Это была самая трудная часть моей попытки получить рациональное представление о современном мире, и для этого потребовалась помощь и советы самых разных людей. Я должен был задать и найти какой-то общий ответ на вопрос: “Что делают тысяча девятьсот с лишним миллионов людей, которые живут сегодня, и как и почему они это делают?” На самом деле это был очерк экономической, социальной и политической науки, но поскольку после Очерка истории слово “очерк” было сильно удешевлено различными предприимчивыми издателями, я назвал его "Работа, богатство и счастье человечества".
Теперь я нахожу, что, создав эти три взаимосвязанных сборника, я, наконец, каким бы грубым способом это ни было, собрал воедино полную систему идей, на основе которой может двигаться Открытый Заговорщик. Прежде чем кто-либо мог надеяться получить какой-либо ответ на практический рабочий директивный на вопрос “Что нам делать со своей жизнью?” было необходимо знать, что такое наша жизнь - "Наука жизни"; что привело к их нынешнему образу жизни - "Очерки истории"; и эта третья книга, чтобы рассказать, что мы на самом деле должны были делать с нашей жизнью день за днем, вместо того, что мы делаем с ней в настоящее время. К тому времени, когда я закончил с этими книгами, я почувствовал, что у меня действительно есть что-то разумное и всеобъемлющее, на основе чего можно было бы строить новый мир без фундаментальных неожиданностей, и, более того, что я очистил свой разум от многих иллюзий и вредных привычек, чтобы он мог справляться с жизнью с уверенностью, которой никогда раньше не знал.
В этих моих сборниках нет ничего удивительного. Любой устоявшийся писатель среднего уровня интеллекта с такой же волей и такими же ресурсами, который мог бы посвятить этой задаче около девяти или десяти лет и получить надлежащую помощь, он также мог бы их создать. Это может быть сделано, и это, без сомнения, делается снова и снова другими людьми, для себя и, возможно, для других, гораздо более красиво и адекватно. Но получить такое количество видения и знаний, достичь такого общего расположения и понимания было необходимым условием, которое должно было быть выполнено до того как получить ответ на вопрос: “Что нам делать со своей жизнью?” и прежде чем кто-либо сможет каким-либо эффективным образом стать Открытым Заговорщиком.
Повторяю, даже сейчас в этих трех конкретных книгах нет ничего незаменимого. Я знаю о них и ссылаюсь на них, потому что я сам собрал их вместе, и поэтому мне удобно объясняться. Но большую часть того, что в них содержится, можно извлечь из любой хорошей энциклопедии. Многие люди сделали для себя подобные наброски истории, много читали, усвоили ведущие принципы биологии и ознакомились с современной литературой по бизнес-науке, и им ни в малейшей степени не нужно мое конкретное резюме. Что касается истории и биологии, то есть параллельные книги, которые так же хороши и полезны. Например, книги Ван Луна. Тем не менее, даже для высокообразованных людей эти резюме могут быть полезны для приведения известных вещей с разной степенью тщательности, в общую схему. Они коррелируют и заполняют пробелы. Между ними они покрывают почву; и в некотором роде эта земля должна быть покрыта, прежде чем разум современного гражданина будет готов к решению стоящих перед ним проблем. В противном случае он недееспособный гражданин, он не знает, где он находится и где находится мир, и если он богат или влиятелен, он может быть действительно очень опасным гражданином. В настоящее время появятся гораздо лучшие сборники для удовлетворения этой потребности, или, возможно, суть всех трех разделов знаний, сконцентрированная и сделанная более ясной и привлекательной, может быть доступна как интеллектуальная основа современного образования во всем мире, как “Общий отчет о жизни”, который должен быть предоставлен каждому.
Но, конечно, никто не может начать жить правильно и удовлетворительно, если он не знает, кто он, где он находится и как он относится к окружающим его людям и вещам.
>> 4. Революция в образовании. Читать