Найти тему
Живопись. Фотография.

Художники прекрасной стороны жизни

Практически все художники первой половины 20 века словно взяли на себя обязанность примкнуть к одному из авангардных течений.

Но те, о ком я хочу рассказать: Пьер Боннар, Рауль Дюфи, Эмилио Грау Сала — скорее лишь наблюдали эти течения. Они не могли не поддаться влиянию нововведений, в свое время каждый из них «переболел» импрессионизмом, фовизмом, кубизмом, но они всегда держали дистанцию, оставаясь в стороне от каких-либо движений.

Основная черта каждого из них - независимость духа.

(В галерее ниже - три репродукции)
«Я не из какой-либо школы. Я просто хочу сделать что-то личное», — сказал однажды Пьер Боннар.

Что же их роднит? Все трое были прекрасными колористами, вдохновение находили в простых сюжетах повседневной жизни. И зрелище этой жизни в их работах всегда было радостным. Творчество каждого словно навеяно Прекрасной эпохой, «Belle Epoque», как называли ее во Франции, беззаботными годами до Первой мировой войны.

Пьер Боннар (1867-1947) — старший из них. Родился в Париже в семье влиятельного чиновника. По желанию отца изучал право, но выбрал в итоге мир искусства. Занимался живописью, рисунком, гравюрой, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, фотографией. Один из основателей Группы «Наби».

Ему приписывали чрезмерное даже увлечение японской эстетикой, а декоративность его картин и простые, понятные темы сделали его художником, которого высоко ценила буржуазная публика, которая стремилась, прежде всего, украсить интерьер своего дома.

Пьер Боннар. Ваза с цветами и шашечная доска. Масло, холст. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f5/Pierre_Bonnard%2C_1912_-_Vase_of_Flowers_and_Checkers.jpg
Пьер Боннар. Ваза с цветами и шашечная доска. Масло, холст. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f5/Pierre_Bonnard%2C_1912_-_Vase_of_Flowers_and_Checkers.jpg

И это вызвало немалый гнев Пикассо: «Мне не нравится Боннар. На самом деле он не современный художник; он подчиняется природе, а не превосходит ее. Боннар всего лишь неоимпрессионист, декадент, закат, а не рассвет».

«Живопись должна быть прежде всего декоративной», — заявил в ответ Боннар в интервью одной из газет.
«Я понял, что цвет может выразить все. Можно передать свет, формы, символы только через цвет, не прибегая к другим значениям».

Живопись Боннара называли «интимизмом», потому что он предпочитал изображать сцены повседневной жизни.

Пьер Боннар. Интерьер дома. Антибы. Масло, холст. 1920 г. Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1167314629/N/396897341/
Пьер Боннар. Интерьер дома. Антибы. Масло, холст. 1920 г. Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1167314629/N/396897341/

Он также мечтал о живом искусстве, без иерархии жанров.

Пьер Боннар. Ступеньки в саду. 1940 г. Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1167314629/N/1534282293/
Пьер Боннар. Ступеньки в саду. 1940 г. Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1167314629/N/1534282293/

В его картины нужно долго всматриваться.

Пример тому – «Столовая в деревне». На картине представлен интерьер дома художника, но за открытой дверью – вид на террасу, за распахнутым окном – женская фигурка, заглядывающая в комнату. Цвета южные, яркие: оранжевый, красный, синий, зеленый. О том, что Вернон находится в прохладной Нормандии, напоминает лишь далекий голубоватый пейзаж. Невозможно уловить всю композицию сразу. (Кошек в креслах точно замечаешь практически в последнюю очередь).
Пьер Боннар. "Столовая в деревне" (Столовая в загородном доме в Верноне)1913 г. Масло, холст. Источник: https://bellezza-storia.livejournal.com/378763.html?view=comments
Пьер Боннар. "Столовая в деревне" (Столовая в загородном доме в Верноне)1913 г. Масло, холст. Источник: https://bellezza-storia.livejournal.com/378763.html?view=comments

Еще Боннара частенько называют «художником счастья», того счастья, которого хотелось людям, пережившим Первую мировую войну.

Одного взгляда на его картины достаточно, чтобы понять, почему. Художник – сперва в Нормандии, затем на юге Франции ищет и находит рай на земле, солнечный свет, огни и цвета, которых он никогда ранее не видел.

Пьер Боннар. Летнее небо. Масло, холст. Источник: https://www.rivagedeboheme.fr/pages/arts/peinture-20-21e-siecles/pierre-bonnard.html
Пьер Боннар. Летнее небо. Масло, холст. Источник: https://www.rivagedeboheme.fr/pages/arts/peinture-20-21e-siecles/pierre-bonnard.html
«Надеюсь, мои краски выдержат и не потрескаются. Я хотел бы предстать перед молодыми художниками 2000 года с крыльями бабочки».
Пьер Боннар. Цветущее миндальное дерево. 1946 г. Масло, холст. Источник: https://www.rivagedeboheme.fr/pages/arts/peinture-20-21e-siecles/pierre-bonnard.html
Пьер Боннар. Цветущее миндальное дерево. 1946 г. Масло, холст. Источник: https://www.rivagedeboheme.fr/pages/arts/peinture-20-21e-siecles/pierre-bonnard.html

Рауль Дюфи (1877-1953) родился в Гавре. В отличие от Боннара, рос в небогатой семье. Благодаря отцу - бухгалтеру, а также органисту и хормейстеру, полюбил музыку. Отец также поспособствовал поступлению Рауля в Муниципальную школу изящных искусств. Но учиться получалось лишь по вечерам, а днем он работал в компании по импорту кофе. В 1900 году Дюфи получил небольшую стипендию. Он отправился в Париж, учился в мастерской у Леона Бонна.

Первые его работы написаны преимущественно акварелью, скорее в импрессионистской манере.

Рауль Дюфи. Братья и сестры художника (1898). Акварель, карандаш. Источник: https://www.helenebailly.com/ru/artists/65-raoul-dufy/works/2582-raoul-dufy-freres-et-surs-du-peintre-1898/
Рауль Дюфи. Братья и сестры художника (1898). Акварель, карандаш. Источник: https://www.helenebailly.com/ru/artists/65-raoul-dufy/works/2582-raoul-dufy-freres-et-surs-du-peintre-1898/

Затем последовал период экспериментов с фовизмом и кубизмом, а новое направление живопись Дюфи принимает ближе к концу Первой мировой войны.

«Импрессионистический реализм потерял для меня свое очарование, когда я созерцал чудо воображения, воплощенное в рисунке и цвете».
Рауль Дюфи. Натюрморт и корабли. (1923). Гуашь. Источник: https://www.pissarro.art/artworksdetails/850490/17634/raoul-dufy-1877-1953-nature-morte-et
Рауль Дюфи. Натюрморт и корабли. (1923). Гуашь. Источник: https://www.pissarro.art/artworksdetails/850490/17634/raoul-dufy-1877-1953-nature-morte-et
Рауль Дюфи. Поле пшеницы (1929). Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/the-wheatfield-le-champ-de-ble-198609
Рауль Дюфи. Поле пшеницы (1929). Масло, холст. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/the-wheatfield-le-champ-de-ble-198609

Однажды, наблюдая за бегущей по набережной Онфлёра маленькой девочкой, он понял, что человеческий разум воспринимает цвет быстрее, чем ощущение движения.

У него складывается собственный стиль, рисунок отделен от цвета в пользу декоративной стилизации, где «цвет и линия танцуют и искрятся».

Сотрудничает он и с известным кутюрье Полем Пуаре, создает драпировки и ткани предназначенные для одежды элегантных дам и мебели.

«Я смог понять связь между искусством и декором, прежде всего, чтобы показать, что декор и живопись утоляют свою жажду из одного и того же источника».
Рауль Дюфи. Корзина цветов (1923). Акварель.Источник: https://www.artic.edu/artworks/48616/basket-of-flowers
Рауль Дюфи. Корзина цветов (1923). Акварель.Источник: https://www.artic.edu/artworks/48616/basket-of-flowers

Радостны его пейзажи, сцены концертов, регат, скачек. Казалось бы, легкие, мирские мотивы, но в работах Дюфи, кроме движения и цвета, чувствуется и любовь к поэзии, музыке, да и к самой жизни.

Рауль Дюфи. Ипподром в Аскоте. (1938). Акварель, гуашь. Источник: https://gallerease.com/en/magazine/articles/the-vibrant-colors-of-raoul-dufy__c8fc10dbe14b
Рауль Дюфи. Ипподром в Аскоте. (1938). Акварель, гуашь. Источник: https://gallerease.com/en/magazine/articles/the-vibrant-colors-of-raoul-dufy__c8fc10dbe14b
Рауль Дюфи. Красный оркестр. (1946). Масло, холст. Источник: https://gallerease.com/en/magazine/articles/the-vibrant-colors-of-raoul-dufy__c8fc10dbe14b
Рауль Дюфи. Красный оркестр. (1946). Масло, холст. Источник: https://gallerease.com/en/magazine/articles/the-vibrant-colors-of-raoul-dufy__c8fc10dbe14b
Гертруда Стайн как-то сказала о нем: «Рауль Дюфи — это удовольствие».

Самый младший, но не менее яркий — Эмилио Грау Сала (1911-1975).

Каталонец по происхождению, родился в 1911 году в Барселоне, практически в самом конце той Прекрасной эпохи. В 1914 году началась война.

Эмилио Грау Сала. Интерьер с букетом. Масло, холст. Источник: https://www.artprice.com/marketplace/2326148/emilio-grau-sala/painting/interieur-au-bouquet-2c-paris-1964
Эмилио Грау Сала. Интерьер с букетом. Масло, холст. Источник: https://www.artprice.com/marketplace/2326148/emilio-grau-sala/painting/interieur-au-bouquet-2c-paris-1964

Посещал занятия в Школе изящных искусств Барселоны. Первые выставки его прошли на родине, а в 1936 году, когда началась другая война, Гражданская, художник переехал в Париж, поселился на Монпарнасе.

Это изгнание, тем не менее, позволило искусствоведам причислить его к представителям «Парижской школы» живописи.

Громкое название «Парижская школа» служит для обозначения всех иностранных художников, приехавших в столицу в начале 20 века, однако Грау Сала считается последователем именно Боннара и Дюфи. Их путь, превзойденный с точки зрения новизны кубизмом и сюрреализмом, оказался успешным в коммерческом плане.

Эмилио Грау Сала. Семейство. Масло, холст. Источник: https://www.artprice.com/marketplace/11893/emilio-grau-sala?sort=sort_dt-desc
Эмилио Грау Сала. Семейство. Масло, холст. Источник: https://www.artprice.com/marketplace/11893/emilio-grau-sala?sort=sort_dt-desc
Эмилио Грау Сала. Вспоминая Средиземноморье. Масло, холст. Источник: https://www.artprice.com/marketplace/11893/emilio-grau-sala?sort=sort_dt-desc
Эмилио Грау Сала. Вспоминая Средиземноморье. Масло, холст. Источник: https://www.artprice.com/marketplace/11893/emilio-grau-sala?sort=sort_dt-desc

Мы видим те же безмятежные пейзажи, цветы, хорошеньких девушек, цирковые сценки, интерьеры элегантных домов.

Но стиль его индивидуален, он словно «пьет из фовизма и превращает предметы, составляющие сцену, в декоративные поля, объединенные в текучий и легкий коллаж».

Ничто, никакие печальные события не затмевают его мозаику красок, изящную, слегка наивную живопись образец спокойной красоты.

Эмилио Грау Сала. Пляж в Трувиле. Масло, холст. Источник:https://www.artprice.com/marketplace/11893/emilio-grau-sala?sort=sort_dt-desc
Эмилио Грау Сала. Пляж в Трувиле. Масло, холст. Источник:https://www.artprice.com/marketplace/11893/emilio-grau-sala?sort=sort_dt-desc
Эмилио Грау Сала. В цирке. Масло, холст. Источник: https://wikioo.org/ru/paintings.php?refarticle=A269DV&titlepainting=Scene%20at%20Circus&artistname=Emilio%20Grau%20Sala
Эмилио Грау Сала. В цирке. Масло, холст. Источник: https://wikioo.org/ru/paintings.php?refarticle=A269DV&titlepainting=Scene%20at%20Circus&artistname=Emilio%20Grau%20Sala
Эмилио Грау Сала. Глажка белья. Источник:https://wikioo.org/ru/paintings.php?refarticle=A269GC&titlepainting=Woman%20ironing,%20(1950s)&artistname=Emilio%20Grau%20Sala
Эмилио Грау Сала. Глажка белья. Источник:https://wikioo.org/ru/paintings.php?refarticle=A269GC&titlepainting=Woman%20ironing,%20(1950s)&artistname=Emilio%20Grau%20Sala
«Так напишите и ярко выразите свое удовольствие!» (Пьер Боннар)

Обложка: Эмилио Грау Сала. La Chapelle Fleurie (Цветочная часовня). Масло, холст. Источник: https://live.clars.com/lots/view/1-107O04/painting-emilio-grau-sala

Каналы, которые просматриваю с большим удовольствием:

Os. Bend.

Разноцветные грани

Заметки художника

Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.