Практически все художники первой половины 20 века словно взяли на себя обязанность примкнуть к одному из авангардных течений.
Но те, о ком я хочу рассказать: Пьер Боннар, Рауль Дюфи, Эмилио Грау Сала — скорее лишь наблюдали эти течения. Они не могли не поддаться влиянию нововведений, в свое время каждый из них «переболел» импрессионизмом, фовизмом, кубизмом, но они всегда держали дистанцию, оставаясь в стороне от каких-либо движений.
Основная черта каждого из них - независимость духа.
(В галерее ниже - три репродукции)
«Я не из какой-либо школы. Я просто хочу сделать что-то личное», — сказал однажды Пьер Боннар.
Что же их роднит? Все трое были прекрасными колористами, вдохновение находили в простых сюжетах повседневной жизни. И зрелище этой жизни в их работах всегда было радостным. Творчество каждого словно навеяно Прекрасной эпохой, «Belle Epoque», как называли ее во Франции, беззаботными годами до Первой мировой войны.
Пьер Боннар (1867-1947) — старший из них. Родился в Париже в семье влиятельного чиновника. По желанию отца изучал право, но выбрал в итоге мир искусства. Занимался живописью, рисунком, гравюрой, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, фотографией. Один из основателей Группы «Наби».
Ему приписывали чрезмерное даже увлечение японской эстетикой, а декоративность его картин и простые, понятные темы сделали его художником, которого высоко ценила буржуазная публика, которая стремилась, прежде всего, украсить интерьер своего дома.
И это вызвало немалый гнев Пикассо: «Мне не нравится Боннар. На самом деле он не современный художник; он подчиняется природе, а не превосходит ее. Боннар всего лишь неоимпрессионист, декадент, закат, а не рассвет».
«Живопись должна быть прежде всего декоративной», — заявил в ответ Боннар в интервью одной из газет.
«Я понял, что цвет может выразить все. Можно передать свет, формы, символы только через цвет, не прибегая к другим значениям».
Живопись Боннара называли «интимизмом», потому что он предпочитал изображать сцены повседневной жизни.
Он также мечтал о живом искусстве, без иерархии жанров.
В его картины нужно долго всматриваться.
Пример тому – «Столовая в деревне». На картине представлен интерьер дома художника, но за открытой дверью – вид на террасу, за распахнутым окном – женская фигурка, заглядывающая в комнату. Цвета южные, яркие: оранжевый, красный, синий, зеленый. О том, что Вернон находится в прохладной Нормандии, напоминает лишь далекий голубоватый пейзаж. Невозможно уловить всю композицию сразу. (Кошек в креслах точно замечаешь практически в последнюю очередь).
Еще Боннара частенько называют «художником счастья», того счастья, которого хотелось людям, пережившим Первую мировую войну.
Одного взгляда на его картины достаточно, чтобы понять, почему. Художник – сперва в Нормандии, затем на юге Франции ищет и находит рай на земле, солнечный свет, огни и цвета, которых он никогда ранее не видел.
«Надеюсь, мои краски выдержат и не потрескаются. Я хотел бы предстать перед молодыми художниками 2000 года с крыльями бабочки».
Рауль Дюфи (1877-1953) родился в Гавре. В отличие от Боннара, рос в небогатой семье. Благодаря отцу - бухгалтеру, а также органисту и хормейстеру, полюбил музыку. Отец также поспособствовал поступлению Рауля в Муниципальную школу изящных искусств. Но учиться получалось лишь по вечерам, а днем он работал в компании по импорту кофе. В 1900 году Дюфи получил небольшую стипендию. Он отправился в Париж, учился в мастерской у Леона Бонна.
Первые его работы написаны преимущественно акварелью, скорее в импрессионистской манере.
Затем последовал период экспериментов с фовизмом и кубизмом, а новое направление живопись Дюфи принимает ближе к концу Первой мировой войны.
«Импрессионистический реализм потерял для меня свое очарование, когда я созерцал чудо воображения, воплощенное в рисунке и цвете».
Однажды, наблюдая за бегущей по набережной Онфлёра маленькой девочкой, он понял, что человеческий разум воспринимает цвет быстрее, чем ощущение движения.
У него складывается собственный стиль, рисунок отделен от цвета в пользу декоративной стилизации, где «цвет и линия танцуют и искрятся».
Сотрудничает он и с известным кутюрье Полем Пуаре, создает драпировки и ткани предназначенные для одежды элегантных дам и мебели.
«Я смог понять связь между искусством и декором, прежде всего, чтобы показать, что декор и живопись утоляют свою жажду из одного и того же источника».
Радостны его пейзажи, сцены концертов, регат, скачек. Казалось бы, легкие, мирские мотивы, но в работах Дюфи, кроме движения и цвета, чувствуется и любовь к поэзии, музыке, да и к самой жизни.
Гертруда Стайн как-то сказала о нем: «Рауль Дюфи — это удовольствие».
Самый младший, но не менее яркий — Эмилио Грау Сала (1911-1975).
Каталонец по происхождению, родился в 1911 году в Барселоне, практически в самом конце той Прекрасной эпохи. В 1914 году началась война.
Посещал занятия в Школе изящных искусств Барселоны. Первые выставки его прошли на родине, а в 1936 году, когда началась другая война, Гражданская, художник переехал в Париж, поселился на Монпарнасе.
Это изгнание, тем не менее, позволило искусствоведам причислить его к представителям «Парижской школы» живописи.
Громкое название «Парижская школа» служит для обозначения всех иностранных художников, приехавших в столицу в начале 20 века, однако Грау Сала считается последователем именно Боннара и Дюфи. Их путь, превзойденный с точки зрения новизны кубизмом и сюрреализмом, оказался успешным в коммерческом плане.
Мы видим те же безмятежные пейзажи, цветы, хорошеньких девушек, цирковые сценки, интерьеры элегантных домов.
Но стиль его индивидуален, он словно «пьет из фовизма и превращает предметы, составляющие сцену, в декоративные поля, объединенные в текучий и легкий коллаж».
Ничто, никакие печальные события не затмевают его мозаику красок, изящную, слегка наивную живопись — образец спокойной красоты.
«Так напишите и ярко выразите свое удовольствие!» (Пьер Боннар)
Обложка: Эмилио Грау Сала. La Chapelle Fleurie (Цветочная часовня). Масло, холст. Источник: https://live.clars.com/lots/view/1-107O04/painting-emilio-grau-sala
Каналы, которые просматриваю с большим удовольствием:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.