Здравствуйте читатели! Продолжаю писать о серии детективов, поставленных в восьмидесятых годах "Лентелефильмом". В трех представленных сегодня телеспектаклях действие разворачивается в Ленинграде в тридцатые-сороковые годы.
"Расследует бригада Бычкова" 1983 г. 2 серии
Осенним вечером 1936 года встретились на скамейке в питерском дворе хромой молодой человек и старик интеллигентной наружности. Они не были знакомы, но юноша имел рекомендацию. Не на учебу, не на работу, а на хазу. От вора Николая Тихонова по кличке "Тихонька" к рецидивисту Хрякову по прозвищу, естественно, "Хряк". Сам молодой человек звался в миру Колей, а в кругах соратников - "Полетайка".
Вскоре был ограблен ювелирный магазин. Разобрали кирпичную стену в подвале, выпилили пол и вынесли все, что понравилось. Выехавшая на происшествие бригада Виктора Бычкова долго удивлялась, как можно так стену подломить, что все кирпичи целы и сторож ничего не слышал. Ответ дал старый сыщик Кренев, к которому Бычков зашел попить чайку.
Был, оказывается, в дореволюционные времена непризнанный химик-изобретатель Хряков, легальную карьеру которого зажимали из-за низкого происхождения. И он пошел другим путем. Создал препарат размягчающий строительный раствор и стал обогащаться за счет грабежа ювелирных магазинов.
Милиционеры явились к Хрякову на дом и застали его умирающим. Возраст все-таки, нервная жизнь, тюрьмы. Опекаемого стариком подростка Колю квартирная хозяйка видела, но нагрянувшая бригада его спугнула.
В то же время отправленный в места не столь отдаленные Тихонов сбежал и объединился со своим учеником, перенявшим у "Хряка" секрет производства полезной жидкости .
Телеспектакль поставлен по одноименному роману Юрия Принцева, написанному по материалам реального дела. Настолько реального, что в конце нам расскажут о дальнейших, очень разнообразных судьбах героев. Прототипа старшего уполномоченного ленинградского угрозыска так и звали - Виктор Бычков. События начинаются в 1936 году, а заканчиваются блокадной зимой 1942 года, когда история получила логичное, но трагическое завершение.
В картине хорошо показано, что милиция не только расследовала и сажала, но и пыталась перевоспитывать молодежь, связанную с криминалом, тем более, что среди них попадались и такие талантливые люди как "Полетайка". Однако, не всегда подобные усилия приводили к успешному результату, хотя трудно судить людей, переживших так много тяжелых испытаний.
Одно можно сказать точно: условия жизни, среда и окружающие подростка люди имеют решающее значение для его формирования.
Недостатки фильма обычны для телеспектакля: мало сьемок на натуре, качество изображения не лучшее. Зато антураж помещений и работа костюмеров, по-моему, очень адекватно передают атмосферу времени. Удачно подобрана и основная мелодия, сопровождающая действие.
Виктор Михайлов (II), игравший старшего оперуполномоченного Виктора Бычкова, на мой взгляд, справился на троечку. Много раз запинался в тексте, да и харизмой не блистал, а его герой должен обладать личным обаянием, ведь многих своих подопечных он, как тогда выражались, "перековал". Владимир Осипчук - "Полетайка" более убедителен.
Тем не менее в фильме много хороших актерских работ: Леонид Дьячков (Коптельский), Николай Лавров (Тихонов ,"Тихонька"), Иван Краско (Хряков, "Хряк"), Светлана Карпинская (Мария Филимонова "Манька-барыга"), Ирина Мазуркевич (Хельга).
Кстати в телеспектакле снимался и актер с настоящим именем Виктор Бычков, известный по популярным картинам "Особенности национальной охоты (егерь Кузьмич), "Кукушка", "Турецкий гамбит".
"Тарантул" 1981 г. 2 серии
Ленинград, 1943 г. До снятия блокады остается 73 дня, но никто еще об этом не знает. Советские войска на фронте готовятся к наступлению. Немцы, в том числе их разведка, диверсанты и "пятая колонна", тоже готовятся к предотвращению прорыва.
Рано утром на Невке моряки с погранично-патрульного катера задерживают подозрительного рыбака. Скорее всего он приплыл ночью с оккупированной стороны.
Сотрудникам госбезопасности удается добиться от арестованного признания в том, что он завербован немцами и должен сообщить агенту Шарковскому, работающему в аптеке, о скором прибытии руководителя предстоящей крупной диверсионной операции Георгия Петровича Мальцева по агентурной кличке "Тарантул".
Задержанный также должен был доставить письмо на квартиру профессора Завьялова, у которого "Тарантул" рассчитывает остановиться, пользуясь довоенным шапочным знакомством. Ученый ничего не знает об истинной сути своего приятеля.
Подполковник Иван Васильевич, ведущий дело, и его заместитель старший лейтенант Бураков сталкивались с "Тарантулом" и прежде, но тому всегда удавалось уйти. Удалив из квартиры семью Завьяловых, гэбисты поселяют там под видом детей профессора своих юных помощников: Михаила Алексеева, уже принимавшего участие в борьбе с диверсантами, и его подругу Лену, не имеющую такого опыта.
В аптеку, чтобы следить за Шарковским , под видом кассира, устраивается бывшая фронтовичка, сотрудник органов госбезопасности Валентина Калмыкова.
Телеспектакль поставлен по третьей части трилогии Германа Матвеева "Зеленые цепочки", "Тайная схватка", "Тарантул". Обаяния замечательной экранизации двух первых частей - кинофильма "Зеленые цепочки", ему повторить не удалось. Постановка суховатая и актерской игрой, за редким исключением, не блещет.
Однако, сюжет интересный. Тема борьбы органов госбезопасности с предателями и диверсантами в блокадном Ленинграде довольно редко освещается в кино.
Актер Владимир Головин, исполняющий роль "Тарантула", обладает уместной для его персонажа отрицательной харизмой. Словесная дуэль двух профессионалов, Мальцева-"Тарантула" и советского подполковника (Леонид Неведомский) в финале спектакля получилась напряженной и интересной.
Из эпизодических персонажей мне больше всего понравилась уборщица в аптеке Аннушка - роль небольшая, но естественно и выразительно сыгранная актрисой Клавдией Фадеевой.
В остальных ролях: Ирина Богданова (II) (Лена Гаврилова), Сергей Власов (Михаил Алексеев), Юрий Лазарев (майор госбезопасности Каратыгин), Владимир Еремин (Бураков), Наталия Дмитриева (Валя Калмыкова) и другие.
"Капкан для волка" 1984 г.
В первые послевоенные годы криминальная обстановка в СССР обострилась. Участились случаи бандитизма. По одному из архивных дел воспроизведена эта история.
Она началась с ситуации, которая может присниться в кошмарном сне. В супружеской спальне под утро от пилящих звуков просыпается пожилой мужчина. Он своими глазами убеждается, что это не снится - пила просовывается сквозь дверь, а за ней и рука, почему-то женская, с перстеньком и маникюром.
Взволнованный хозяин квартиры будит жену, убеждает звонить в милицию, но телефон не работает и женщина пытается позвать на помощь криками из окна.
Дедушка вцепляется в воровскую руку, а из-за двери доносятся угрозы и зловещий мужской голос: " Я - "Волк", отпусти руку, гад!" Затем раздается два выстрела. Прибежавший милиционер патрульно-постовой службы обнаруживает у дверей раненую молодую женщину.
На место происшествия прибывают капитан угрозыска Перов, лейтенант Крутов и эксперт Паршин. Им уже известна серия преступлений банды "Волка" с грабежами и убийствами.
Зрителю нетрудно понять как выстраивает ловушку капитан Перов и догадаться о том, что за контингент составляет банду. Нам, собственно, и показывают кропотливую милицейскую работу при отсутствии значимых улик . Главное достоинство спектакля, по-моему, представляет галерея эпизодических персонажей, появляющихся в ходе следствия.
Они, сами по себе, характерны. Особенно хороша старушка Настасья Федоровна (Мария Призван-Соколова). Две сцены по несколько минут, а какая выразительная роль!
Никто не помнит внешних примет бандитов, но из отдельных фраз, манер поведения, словесных характеристик у Перова складывается определенный образ преступников, рождается версия. Не удастся "Волку" прикинуться овцой.
По-настоящему сильно сыграл Юрий Демич (капитан Перов) в финальной сцене. Реалистичны и натуральны Дмитрий Бессонов и Татьяна Тарасова ( профессор Лебель с женой).
Должна отметить странный ляп в сценарии, о том что семья Перова пропала во время бомбежки под Пермью. Во-первых, в 1947 году это была не Пермь, а Молотов, во-вторых, разве у немцев были бомбардировщики дальнего действия и они бомбили Урал?
Одежда персонажей не особенно соответствует заявленному времени событий, лейтенант Крутов, по-моему, вообще, - в кроссовках, но актерская игра сглаживает недоработки.
В фильме также снимались: Валентин Соллертинский (лейтенант Крутов), Елена Попова (Светлана Мальцева), Александр Захаров (Олег Витальевич Суржич), Вадим Ермолаев ("Волк"), Валентин Лисецкий (Званцев) и другие.
Как всегда надеюсь, что киноленты, представленные в обзоре, помогут вам определиться с тем, что посмотреть на досуге. Если тема вас заинтересовала, предлагаю прочесть предыдущую подборку: "Тихое следствие": 3 ленинградских постановки на криминальную тему".