Найти тему
Православная Жизнь

Кого можно назвать "одeржимым", и почему с одeржимостью могут бороться только священники

Первые свидетельства о процедуре изгнания бесов мы можем встретить в самом Священном Писании: достаточно вспомнить один из самых запоминающихся отрывков Нового Завета, в котором описывалось изгнание бесов Спасителем. Падших духов, захвативших тело несчастного мужчины было так много, что впоследствии их хватило на целое стадо свиней.

Сейчас под термином "одержимость" в Православии подразумевают следующие понятия:

- ненормальное состояние человека, оказавшегося под влиянием падших духов. Такой человек находится под сильным демоническим воздействием.
- иногда одержимым называют человека, порабощенного страстью, разрушающей его душу.
- в народе так говорят о человеке, чрезмерно увлеченном чем либо.

Несмотря на то, что это достаточно широкое понятие, в классическом понимании "одержимыми" называют тех людей, о которых в миру говорят: "в нем сидит бес".

История Церкви богата примерами, когда силой молитвы, адресованной Спасителю, праведник мог исцелять людей от одержимости. В католичестве этот процесс называют "экзорцизмом", в Православии часто употребляется слово "отчитка". Однако далеко не каждый человек может осуществлять такую деятельность.
Только бесстрастный человек, жизнь которого проходит в молитвах и духовных подвигах, которому удалось отрешиться от земных забот, может иметь дерзновение вступить в единоборство со злым духом. Но даже не все Святые имели подобный дар.
В истории Православия есть множество свидетельств о том, что Иоанн Кронштадтский мог исцелять одержимых людей. Причем священнику даже не требовалось читать длительных молитв, он просто говорил: "Изыди", и человек был освобожден.
Некоторые люди заблуждаются, думая, что для процедуры изгнания бесов достаточно лишь книги с определенными "заклинаниями", и сделать это может любой человек.
Одержимость - серьезное духовное заболевание, и многие верующие бывали свидетелями его проявлений. Но даже Священное Писание предостерегает мирян от самовольной борьбы с падшими духами. Мы можем вспомнить историю самонадеянных сыновей Скевы, которые были подвержены поруганию со стороны бесов, пытаясь исцелить бесноватого. В церковной практике также известны случаи, когда сам "отчитывающий" становился одержимым.
Без благословения епископа любые священнодействия априори считаются антиканоническими и греховными, что может плохо повлиять как на больного, так и на того, кто пытается его исцелить.