Некто Торгованов. Кому кинолюбители Петербурга отдали последний шанс
Среди победителей фестиваля кинолюбителей «Белые ночи» оказался фильм-научное открытие
Фото: Кадр из фильма «Некто Торгованов»
В Петербурге есть Союз непрофессиональных кинематографистов. Сегодня, 27 мая — закрытие его фестиваля «Белые ночи», куда пришли десятки работ. Конечно, бюджета нет, конечно, звезд нет, хотя через этот конкурс прошли многие звезды. Медалью отмечена лента петербургского искусствоведа Владимира Васильева.
Пусть в художественном мире страны его знают многие, главная его странность — что он не про буржуазность. Колесит по русскому северу, выискивает таких же чудаков как он сам. Вот, например, открыл вологодского «пиросмани» Бабайкина, а уже потом этот вечно нетрезвый мастер попал в столичные коллекции. Теперь Торгованов. И опять — «некто».
Название фильма — «Некто Торгованов» — выбрано точно. Когда-то Васильев нашел его холсты в состоянии хуже некуда, непонятно кого, непонятно зачем, но пахло чистым послевоенным импрессионизмом. Реставраторы расчистили краски на кусках выцветших обоев, тряпок.
Фото: Кадр из фильма «Некто Торгованов»
Вроде художник работал над чем попало, но его зарисовки цепляют — непонятно, почему. И это оказался не модный протестный советский авангард из среды профессорских дочек и иностранных дипломатов. Писались холсты в деревенской избе, в Костроме, где и учился Торгованов.
Неясно и то, к какому направлению его отнести, к какой школе. Но можно сказать: теперь карта советского искреннего андеграунда расширена на север.
Холсты не горят — так заканчивает Владимир Васильев каждый свой фильм. А у Торгованова это был, действительно, последний шанс.
Посмотрите 17 минут о том, кто сегодня стал Торговановым. Так устроен этот мир, что его вдруг стали покупать.
Евгений Вышенков, «Фонтанка.ру»