Древние римляне продавали должников в рабство – отрабатывать свои обязательства. Но с развитием представлений о гуманизме, от этой практики отказались. Методы взыскания были примитивны и тех, с кого уже нечего было стрясти, стали отправлять в так называемые долговые тюрьмы.
Гуманисты прошлого, впрочем, не поддерживали и эту идею, ведь лишение должника свободы решительно ничего не даёт ни кредитору, ни государству. Более того, оно разлагает должника в моральном плане – человек обрастает криминальными связями, пропитывается специфической культурой, теряет социальные связи.
Была и другая проблема – многие должники были готовы добровольно отправиться за решётку, лишь бы их не донимали кредиторы. Впрочем, далеко не всегда и не везде. Некоторые тюрьмы можно было на время покидать, как сегодняшние колонии-поселения. Богатые должники, разумеется, имели более привелегированные условия содержания – так тоже бывает и сегодня.
Несмотря на все протесты, появление долговых тюрем всё же действительно было важным этапом на пути развития гуманизма. Согласитесь, тюрьма лучше рабства – даже временного. Кстати, в рабство продавали должников не только римляне. В России тоже так делали, а временное рабство должника называлось кабалой. После того, как долг отработан, человека отпускали восвояси.
Более жестоким вариантом развития событий был так называемый правёж. По сути, это жестокии пытки в расчёте на то, что не выдержав мучений, должник вернёт всё, что должен. К началу Нового времени оба этих метода взыскания фактически сошли на нет, уступив место долговым тюрьмам.
Считалось, что тюрьма заставит человека отдать долг, не выдержав позора и невыносимых условий содержания. Освободиться могли помочь и близкие – собрав необходимую сумму для удовлетворения требований кредиторов.
Любопытно, что в некоторых юрисдикциях за содержание должника в тюрьме должен был платить кредитор – многие использовали эту возможность, чтобы добиться кабальных условий возврата долгов. Определенная логика в оплате срока кредитором была – стороны гораздо быстрее приходили, как теперь бы сказали, к мировому соглашению, а также способствовали успешной реструктуризации долгов. Нередко долговые тюрьмы становились и способом мести – некоторые кредиторы попросту гноили должника в тюрьме до смерти.
А ещё в долговые тюрьмы нередко попадали известные литераторы и писатели. Этому обстоятельству мы обязаны тем, что довольно много знаем об условиях содержания в этих странных местах. Подробные и полные подробностей описания вошли как в автобиографии многих великих людей, так и в жизни их персонажей.
Долговые тюрьмы в России
Как и многие юридические новшества, долговые тюрьмы появились в России стараниями Петра Первого. Интересную идею император, в свойственной ему манере, подрезал у голландцев. За побывку должника в тюрьме должен был платить кредитор, и только его финансовые возможности определяли срок заключения.
Первой версией таких тюрем были так называемые долговые ямы. Петр вообще любил закапывать преступников по шею (сажать в яму), но названием долговые ямы обязаны не этому его хобби. Неподалеку от Воскресенских ворот Китай-города находилась подземная тюрьма, которую в народе именовали «ямой». Сейчас на её месте находится один из корпусов Исторического музея.
У этой практики было много противников. Среди них, в частности, выделялся Радищев, который в своём «Путешествии из Петербурга в Москву» довольно радикально осуждает подобный метод наказания. Более того, историк обвинял столичных кредиторов в том, что они выдавали рискованные займы, не только понимая строгость наказания, но и рассчитывая на неё. Радищев утверждал, что практика долговых тюрем способствует увеличению числа должников, а за ним – и заключённых.
Во многом и деятельность Радищева привела к изменению практики. Принятый в 1800 году «Устав о банкротах» разделил должников на классы – по признаку добросовестности их банкротства. Закон выделял;
- «несчастную несостоятельность»;
- несостоятельность по неосторожности;
- подлог.
Несчастных должников прощали, а неосторожных – содержали «под присмотром в благопристойном месте» (то есть в долговой тюрьме). За подлог грозило уголовное преследование и можно было угодить уже в настоящую тюрьму.
В долговой тюрьме могли продержать человека до пяти лет, а его кредитор имел право сокращать этот срок, пропорционально сумме возвращенных средств.
В 1857 году прошла ещё одна гуманизация законов о долгах. В долговые тюрьмы перестали отправлять священников, стариков (от 70 лет), беременных и недавно родивших женщин, а также единственных опекунов маленьких детей.
Тогда же впервые появилась градация назначаемых сроков лишения свободы в зависимости от суммы долга. Если долг был меньше ста рублей, в тюрьму не сажали. На максимально возможные пять лет можно было «уехать» при сумме долга свыше ста тысяч рублей. Такую тюрьму отлично описывает Владимир Гиляровский, сам переживший лишение свободы за долги:
Я очутился в большой длинной комнате с нависшими толстенными сводами, с глубокой амбразурой маленького, темного, с решеткой окна, черное пятно которого зияло на освещенной стене.
История долговых тюрем в России прекратилась 7 марта 1879 года, когда «личное задержание неисправных должников» отменили.
Сажают ли в тюрьму за долги
В России действует институт банкротства физических лиц – попав в долговую яму (в переносном смысле этого выражения), гражданин может обратиться в суд с иском о признании его финансово несостоятельным. По закону, долги могут быть списаны полностью, но суд может ввести и процедуры реструктуризации обязательств или реализации имущества должника. За умышленное банкротство предусмотрено уголовное наказание, но на практике такая мера применяется редко.
Кроме того, можно угодить за решётку за неуплату алиментов. Недавно мы писали о том, что возможностей для этого стало гораздо больше, чем раньше. Разумеется, сроки предусмотрены и для тех, чьи действия по неуплате долгов суд признает мошенничеством.