Страницы глянца и голубые экраны кричат, что в мире “новой этики” порицающей эйджизм, сексизм, национализм и кучу всевозможных вещей, которые оканчиваются на “изм”, женщинам разрешили мечтать, о чем угодно, стать кем угодно, самостоятельно решать как жить и что делать. Проблема только в том, что старые догмы и правила сформировали в обществе непробиваемую стену из понятий: "как должно быть", "женщина обязана...", "ты же девочка". Это мешает верить в сказку со счастливым концом. Точнее в сказку верят обе стороны, только концовки сказок у приверженцев новой и старой этики отличаются.
Моя подруга Катя воспитывает пятилетнюю дочь. Как и каждая женщина, с гордым званием«Я ж мать», она задумалась об образование ребёнка уже когда писала на экспресс тест. План действий готов давно, дочка со 100% вероятностью пойдет в гимназию недалеко от дома, рейтинг выше среднего, да и возить по утрам не надо. Остальная сотня вариантов учебных заведений, просматривалась Екатериной так, из любопытства.
До поступления остался год, в структурированном материнском плане на этот период значилась усиленная подготовка дошколёнка. Муштра хуже армейской, никаких соплей, мультиков и кукол барби. Косички заплетаются пока горит спичка, буквы в прописях выстраиваются в ровные шеренги, телефонов и компьютеров нет, благо траву красить заставляют только на детских шедеврах живописного искусства.
На днях Катя позвонила в школу, узнать к чему готовится, когда подавать документы, какие экзамены. Трубку взяла не молодая, уставшая от жизни и профессии завуч, ну вы с такими знакомы, видели в собственных школах.
— Ало! Гимназия номер 46
— Добрый день, я хочу ребенка к вам в школу отдать. Какие шаги для
этого потребуется?
— В первую очередь нужно экзамены сдать, в школе серьёзный конкурс на место, готовиться нужно.
— А как в начальную школу попасть, тоже экзамены или собеседование? Мой ребенок в первый класс идёт.
— Ой, нет, первоклашек не принимаем. В этом году прием с пятого класса начинается. В начальную школу берем только братьев или сестер, старшеньких наших учеников.
— Подскажите, а старшенькие как в школу попали? Неужели братья и сёстры есть у каждого
— Школе уже десять лет, учеников много, уже мало вариантов в первый класс попасть, скажем так, с улицы. Попробовать конечно можете, поговорите с директором, но шансов маловато.
Катя не привыкла сдаваться и уже накидала в голове речь директору, приготовилась идти во всевозможные инстанции, писать письма в министерство образования, сделать ВСЁ и даже больше, чтобы ребенка приняли в школу. В реальность её вернул голос женщины на том конце:
— А кто у вас хоть, мальчик или девочка?
— Девочка, а пол ребенка для школы так важен?
— Вы что с ума сошли, у нас гимназия с математическим уклоном. Где девочка и где математика. Не мучайте ребенка, девочкам здесь сложно. Пусть идет в обычную школу, или отдайте дочь в творчество, на танцы там или на музыку, не женское это дело, математика.
— Скажите, а вы детей только по половому признаку отбираете или ещё смотрите на знак зодиака? Ну там, знаете, ноябрьский скорпион, нет, отъявленный хулиган вырастет. Сентябрьская дева, берем, творческая, стенгазеты будет рисовать. Двадцать первый век за окном.
От разговора Кате стало слегка не по себе, в ней боролись два желания. Первое, пойти разнести эту школу и этого завуча в пух и прах, рассказать что мир изменился и теперь новые правила, где девочки становятся математиками, программистами, да черт возьми даже именитых гроссмейстеров в шахматы обыгрывают. Второе, пожалеть ребенка, найти школу с более адекватными учителями, не заставлять дочь противостоять машине старых стереотипов и людей, которые будут ежедневно доказывать, что математика это не женское дело, лучше идти в искусство, ну или удачно выйти замуж и родить ребенка.
Как так-то? До каких пор гендер будет предопределять способности?
Вот так, не успела девочка получить образование, а на ребенке уже поставили крест. Задумывались сколько мир потерял талантливых ученых, строителей, предпринимателей, только потому что “не женское это дело?
Расскажите, а вы сталкивались с подобным?