Сегодня оживленно идет полемика на тему " каким должно быть образование".
А так как есть сторонники старой советской системы и опонирующие им сторонники болонской системы, мне хотелось бы внести и свой вклад в этот спор.
Начну с того, что старую систему использовать уже нельзя. Потому как общество наше не стоит на месте и постоянно развивается, а система не использовалась. Следовательно применить старую систему на обществе в котором нет доверия к учителям, невозможно. Напомню, что советскую систему вспоминают как образец сдачи экзамена, а не как учебный процесс. Сам процесс в сущности и не поменялся. Доверия же к учителям счас нет и как только вы убирёте ЕГЭ, у вас гарантированно начнутся скандалы по поводу результатов экзамена. Вопросы к наполнению ЕГЭ никто не отменял, но то что люди доверяют результатам проверки, этого не отнять.
Болонская же система, привнесла с собой разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру, что довольно благосклонно принято студентами, так как дало возможность после окончания бакалавриата, точнее определиться со специализацией при поступлении в магистратуру.
Буквально недавно министром образования было озвучено, что с болонской системой наша страна расстаётся. И вот услышав такое, я задумался. А каким оно должно быть, наше образование будущего?
Для меня всегда было странно, зачем существуют параллельно два учебных заведения, как колледж и университет? Основа знаний по схожим специальностям даются одинаковые, только в университете вы обучаетесь управленческим навыкам. То есть вы можете с высшим образованием не только выполнять ту или иную функцию, но и управлять ею.
А теперь давайте посмотрим на систему образования, какая она сейчас:
- Школа 9 классов - колледж 4 года - университет 3 года
- Школа 11 классов - университет 5 лет
И вот скажите мне, при данной схеме, у нас в колледж идут одни неудачники? Те, кто не смог поступить в одиннадцатый класс? В нынешнее время, когда институты находятся чуть ли не в каждом доме, колледж становится местом для троишников. А ведь из колледжей выпускаются специалисты среднего уровня, те кто должны вносить инновации в производственные циклы. Но вместо этого, мы получаем специалистов среднего уровня из высших учебных заведений, да да и то не факт.
Так почему же так происходит? Ответ лежит на поверхности. Проблема в количестве высших учебных заведениях и сократить вы их наврятли сможете. А вот создать систему при которой структура образования была бы понятной и давала не просто качественного специалиста. А представляла бы из себя этакий кубик рубик, который каждый гражданин нашей страны мог бы собрать, приобретая новые знания. То есть структура образования должна быть такая, чтобы вы не могли из школы поступить в университет. Как это будет выглядеть на схеме:
Схема 1 для тех, кто хочет работать по специальности назовём "начального уровня" . Это все специальности не требующие средне технического образованя , ну например строительные специальности такие как штукатур маляр, плиточник и т.д. И таких специальностей полно в каждой сфере.
План обучения: школа 9 классов - училище 2 года ( входит 1 год обучение предметам за 10 и 11 класс. 2 год обучение по специальности)
Схема 2 для тех, кто хочет работать по специальности назовём "среднего уровня" тут уже добавляется обучение в колледже, причем для тех, кто решил повысить квалификацию после училища, срок обучения составит не 4 года, а 2. Конечно направление специализации должно совпадать. При из училища, сдаются экзамены на знание предметов по специальности, которые преподавались в училище.
- Школа 9 классов - колледж 4 года ( 1 год обучение предметам 10 и 11 класс. 3 года по специальности)
- Училище 2 года - колледж 2 года ( помним, что 10 и 11 класс предметы изучены) также должно быть унифицировано обучение по специальности 1-го года в колледже с годом в училище. Итого получаем, человек пришедший из училища, сразу же приступит к углубленному изучению предметов по своей непосредственной специализации.
Ну и замыкает этот квартет, университет. Все, что идет далее я не трогаю, защита докторских и т.д
Схема 3 для тех, кто хочет работать по специальности назовём "высокого уровня" по сути творцы. Инженеры, конструктора, хирурги и т.д. в университет поступить возможно только после колледжа. Срок обучения составит 3 года. При поступление сдаются экзамены на знание предметов по специальности, которые преподавались в колледже.
Что дает нам такая структура образования? Ответ: лестницу знаний. Знания даются поступательно. А значит взаимопонимание в цепочке руководитель-подчиненный выше. Что дает нам высокий КПД и все сопутствующие бонусы.
И на последок, возможность обучения в училище, колледже и университете должна быть ограничена, только пенсионным возрастом.
Вот как то так.
.