Найти в Дзене
Сал Амандра

Декаданс в кино (на примере фильма Олега Тепцова «Господин оформитель»)

Я не могу себе представить красоты, не связанной с несчастьем.

Так писал Шарль Бодлер, один из основоположников декадентского течения. Пожалуй, именно этой цитатой и можно объяснить всю суть термина «декаданс», который в переводе с французского языка буквально означает «упадок».

Шарль Бодлер (1821-1867) — французский поэт, критик, эссеист и переводчик; основоположник декаданса и символизма, повлиявший на развитие всей последующей европейской поэзии. Классик французской и мировой литературы.
Шарль Бодлер (1821-1867) — французский поэт, критик, эссеист и переводчик; основоположник декаданса и символизма, повлиявший на развитие всей последующей европейской поэзии. Классик французской и мировой литературы.

Появился на рубеже XIX и XX веков и связан, в первую очередь, с так называемым застоем европейской культуры, когда технический прогресс достиг такой точки развития, что стал угрожать духовности. В это время огромную роль начало играть именно машинное производство, как бы уводя человека на второй план. Поэтому одной из основных идей декаданса считается именно индивидуализм. Не менее важен и тот факт, что человечество вступало в новое столетие, которое вследствие прогрессирующей механизации могло принести что угодно. Именно на этом фоне и возник декаданс, отражающий разочарование в иллюзиях и надеждах, связанных с XIX веком.

Рамон Касас «Юная декадентка. После танца»
Рамон Касас «Юная декадентка. После танца»

Зародилось это течение во Франции и стало близко многим творцам той эпохи. Оно имело своей целью освободить искусство от мещанских идеалов и ценностей, вместе с этим провозглашая концепцию искусства ради искусства, где зачастую именно форма превалировала над содержанием. Декаданс пропитан духом имморализма, пессимизма, тоски и апатии, облачённым в вуаль завораживающего и чарующего эстетизма, который нередко воспевал также человеческие пороки и слабости. Однако следует отметить, что декаданс – это не конкретный промежуток времени в истории, это, скорее, состояние души, мироощущение, основу которого составляет уход от действительности, а также обращение к фантазийным, причудливым мотивам. Это доказывают произведения и современных авторов – Трейси Шевалье в литературе; в музыкальной сфере – творчество групп «Пикник» и «Агата Кристи» в России, австралийского коллектива «Dead Can Dance» и многих других.

Провозглашая идеи пленительной, а иногда и смертельной красоты декаданс не мог не затронуть и киноиндустрию, тем более где, как не в кино возможно показать всю его прелесть и неповторимую эстетику. Ярким примером декадентского кино служат картины «Уитнэйл и я» Брюса Робинсона, «Голод» Тони Скотта, а также «Господин оформитель» Олега Тепцова, о котором и пойдёт речь в данной статье.

-4

События фильма разворачиваются в Петербурге в 1908 году. Известный художник-оформитель Платон Андреевич берётся за создание манекена для ювелирного магазина, прототипом которому послужила страдающая от чахотки Анна Белецкая. Художник был уверен, что девушка умерла, однако несколько лет спустя роковое стечение обстоятельств снова сводит их: Платон Андреевич, выполняя заказ по оформлению дома, будто бы вновь встречает Анну, но та утверждает, что не знает никакой Анны, а имя её – Мария.

Намёк на тесную связь с декадентством сокрыт в самом названии фильма. Как уже было сказано, декаденты обесценивали роль содержания, уделяя особенное внимание форме, так и выдвинутый на первый план мотив оформительства как раз подразумевает первостепенность внешней оболочки. Сам Платон Андреевич ничего нового, в сущности, не создаёт, его произведения лишь что-то повторяют, копируют. Так, он делает манекен, прототипом которому служила реально существовавшая девушка. Хотя художник и говорит, что «дом есть продолжение его хозяина», работа его ограничивается лишь наведением внешнего блеска, декорированием. Произведения Платона Андреевича лишены души и по сути своей вторичны, что и говорит об упадке.

«Вы знаете этого, с нимбом на голове? Ну так вот, мы с ним соперники. Он сделает, а я — доделываю».
«Вы знаете этого, с нимбом на голове? Ну так вот, мы с ним соперники. Он сделает, а я — доделываю».

Продолжая разговор о внешнем виде, нельзя не сказать о влиянии декаданса на моду. Он имел своей целью уход от устоявшихся норм, поэтому приветствовались эпатаж и вычурность, а увлечение тайным, нередко и оккультным, навевало конкретный идеал красоты той эпохи – загадочный образ. Истинная декадентка должна была иметь бледную кожу, чтобы подчеркнуть свою мистичность, а также выглядеть болезненной и меланхоличной, однако не потому, что у неё были какие-то проблемы со здоровьем. Довершал образ проникновенный, магический взгляд, как у ведьмы. Все эти постулаты нашли своё воплощение в главной героине, Анне-Марии: здесь на лицо и связь с потусторонним началом, невероятно эстетичные и мрачные наряды, но самое главное – пронизывающий до самых глубин естества мистический взгляд.

Однако связь с иррациональным зиждется не только на образе главной героини, ею пропитан весь фильм, и уже саму картину можно рассматривать, как уход от реальности. Ранее было сказано, что действие фильма разворачивается в Петербурге, а это уже отсылка не только к Серебряному веку русской литературы, но и к отечественному декадансу, соответственно.

Даже сюжет кажется вначале запутанным, и ты сам как бы теряешь связь с реальностью: в канву повествования постоянно вплетаются картины, будто сошедшие из мира фантазий таких художников, как Франц фон Штук, Эдвард Берн-Джонс, Жан Дельвиль и др; а также воспоминания главного героя, стилизованные под фильмы прошлых лет.

Жан Дельвиль «Портрет госпожи Стюарт Меррилл» (1892). Интерпретируется как иконический знак эзотерического, декадентского мистицизма, некоторые искусствоведы сходятся во мнении, что это «оккультистская/декадентская Мона Лиза».
Жан Дельвиль «Портрет госпожи Стюарт Меррилл» (1892). Интерпретируется как иконический знак эзотерического, декадентского мистицизма, некоторые искусствоведы сходятся во мнении, что это «оккультистская/декадентская Мона Лиза».

Но это присутствие потустороннего невозможно было бы прочувствовать в полной мере без музыки авторства Сергея Курёхина. Она может быть серьёзной и возвышенной, зловещей и игривой, но всегда остаётся неповторимой и изящной, в чём и проявляется её эстетизм.

Все эти факторы, несомненно, задают настроение фильму, определяют его тон, но следует вернуться к главному герою повествования. На момент начала истории он предстаёт востребованным художником-оформителем, однако, как мы уже выяснили, его работы не были уникальными в своём роде. Это не единственное проявление декаданса в его характере. Помимо того, что Платон Андреевич – оформитель, он ещё и имморалист, считающий, что искусство вне морали. В первую очередь об этом говорит, несомненно, тот факт, что он посягнул на создание существа по образу и подобию человеческому, как бы из плоти и крови, которых, правда, ему-то и не хватало, и которые художник никак не мог дать. Но, так или иначе, манекен создан, «этот ребёнок принесёт Вам состояние», говорит герой недоумевающему ювелиру, который видит в кукле ребёнка и не хочет выставлять его на витрину.

Прошло несколько лет, популярность художника-оформителя приблизилась к закату, а сам он пристрастился к употреблению наркотиков, что в кругах декадентов было нормой. Именно в это время в его жизнь врывается богач Грильо, супругой которого является Мария, как две капли воды похожая на Анну. Только после встречи с ней Платон Андреевич решает взяться за оформление их дома, чтобы разобраться, кто же эта девушка на самом деле. Зритель втягивается в расследование с не меньшим энтузиазмом и остаётся поражённым развязкой. Режиссёр, правда, открыто намекает на истинную сущность девушки: она чинит механические часы, не терпит огня, а в одной из сцен так и изображена – за стеклянной дверью, как будто бы за витриной… Мария оказывается тем самым манекеном для ювелирного магазина. Когда Грильо и Платону Андреевичу становится ясно, кто она, кукла расправляется с обоими. Получается, что творение убило своего создателя.

При просмотре фильм вызывает множество ассоциаций, но более того, сам по себе полон он различными отсылками к другим произведениям искусства: здесь и творчество А.А. Блока, и мотив механизации мира Гофмана, и, конечно же, миф о Пигмалионе, влюбившемся в собственное творение, но в этой истории он приобретает новую окраску. Платон Андреевич, будучи одержимым противостоянием с Всевышним, переходит черту дозволенного и платит за это жизнью. А убивает его созданная им же кукла. Ослеплённый манией величия, художник посягает на создание живого существа, поступаясь при этом моралью и забывая, что он несёт ответственность за созданное им.

-10

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что декаданс имел огромное влияние на культуру и мировоззрение, а его идеи живы и по сей день. Интерпретация их, представленная Олегом Тепцовым, пропитана духом декадентства, и фильм буквально им дышит: здесь и неповторимая эстетика мрачного, и побег от реальности, и отрицание предписаний морали. Но, несмотря на мрачное настроение, никогда ещё упадок не был так прекрасен. А таким изящным и неповторимым делает его именно декаданс.

Текст: Саламандра