О том, как возникла эта идея и что за ней последовало, рассказывает основатель Rentabot Алексей Зуев.
Расскажи о себе в общих чертах: кто ты, чем занимаешься?
Если кратко, я серийный предприниматель, а в текущий момент основатель проекта Rentabot. Мы занимаемся разработкой чат-ботов на искусственном интеллекте и голосовых роботов в том числе.
С чего начался твой путь как предпринимателя?
Сразу скажу: предпринимательство у меня в крови. Ещё в 10 лет я сколотил... Назовём это ОПГ. Мы крали с иномарок эмблемы и перепродавали их. В 14 лет я с друзьями организовал автомойку. На 2–3 курсе университета открыл первое ИП: ремонт компьютерной техники.
Дальше интереснее. В 2011 году я основал пескоструйную компанию. Мы занимались чисткой металлоконструкций, а затем перешли к формату бережной расчистки: реставрировали здания в историческом фонде Калининграда.
Позже я перебрался в Москву, 5 лет был в найме, при этом параллельно помогал компаниям с закупками в госсекторе. В 2019 году открыл очередное ИП, запустил услуги по консалтингу, строил отделы продаж под ключ. А два года назад начал изучать роботов, искусственный интеллект и автоматизацию. Ну и вот: по сей день я развиваю именно это направление.
Как от продаж ты перешёл к искусственному интеллекту?
На самом деле суммарно я занимался продажами лет 17. Был и менеджером, и руководителем отдела. Когда в 2019 году я в очередной раз ушёл из найма, понял, что не хочу это бросать, и стал искать клиентов на построение отделов продаж.
Во всей этой истории я столкнулся с одной важной вещью — дефицитом хороших кадров. Понятно, что в кризис можно выловить на рынке самородков. Но кризисы случаются раз в 5–6 лет, а специалисты бизнесу нужны всегда.
Другой момент связан с тем, что большая часть задач в продажах малого и среднего бизнеса — однотипные звонки, для которых я успешно писал скрипты. Скрипты — это хорошо: какому человеку их ни дашь, он сможет по ним работать.
Но есть и обратная сторона. Люди могут бояться звонков и начинают их саботировать. На качество звонков влияет плохое настроение, эмоции, особенности дикции. Часть клиентов теряется в вечернее и ночное время: когда менеджеры перезванивают на следующий день, тем уже ничего не надо. В общем, конверсию сильно урезает человеческий фактор. Отсюда и возникла идея альтернативного решения.
И как начиналась компания? Какая была команда?
Любой стартап начинается с основателя. Я нашёл технологию и клиентов, сам делал первых ботов руками. При этом опыта программирования у меня не было. Изначально я всё собирал в конструкторе.
В какой-то момент всплыла идея не продавать чат-ботов как готовое решение, а сдавать в аренду, оставляя технологию у себя. Для заказчиков это стоит дешевле, а мы можем максимально быстро накапливать объём разговорных данных и обучать нейронную сеть понимать и прогнозировать действия собеседника.
Под это дело я стал искать разработчиков и таким образом наткнулся на парня, который теперь является нашим ведущим программистом. Мы начинали вдвоём. Потом у нас появилась помощница, которая занялась формированием базы, поиском новых сотрудников, контактов.
Дальше компания росла быстрее. Сложно было найти нормальных маркетологов. Мы протестировали в команде человек десять. Так же мы тестировали разработчиков: платили им деньги, теряли эти деньги… По результатам всех этих пертурбаций и родилась текущая команда.
Были ли на рынке похожие продукты?
Да, триггерные и кнопочные чат-боты. Кроме того, мы использовали готовую платформу, которых всего одна или две. Соответственно, были конкуренты, которые писали на той же платформе. С какими-то из них я даже пересекался в разных компаниях, акселераторах, партнёрских чатах. То есть на рынке был явно не я один. Но кто-то из ребят выбрал для себя узкую нишу и с тех пор комфортно в ней существует. Кто-то отвалился: им не хватило бэкграунда в программировании или продажах.
Какие цели стоят перед компанией сейчас?
Начнём с краткосрочных. У нас уже есть ряд больших реализованных проектов в сфере автозапчастей, ресторанного бизнеса, строительства и аренды недвижимости. Мы активно продаём сделанные на их основе решения и создаём несколько собственных. Одно из них — карточки для изучения английского языка на базе голосового навыка Алисы. Благодаря им люди смогут быстрее запоминать слова. Эта идея пришла из личного опыта: когда я учил слова, большинство приложений были заточены под свою внутреннюю программу. А мне нужно было повторять материал как текстом, так и голосом или же загружать целые диалоги и тренировать разговорную речь. Оказалось, проще создать решение самому.
Плюс, у нас есть разработка для медучреждений. Это ведение пациента с момента первого посещения врача.
Получается, ваши чат-боты не только продают, но и решают другие задачи?
Да, у нас есть чат-боты, которые ведут клиента к покупке, а есть те, которые поддерживают его. Это первое. А второе — развлекательный контент. Те же карточки или игры.
Вернёмся к целям. Что насчёт более отдалённой перспективы?
В настоящее время мы проверяем гипотезу о том, что пора переключаться на формат аренды. А ещё, как только мы протестируем наши решения, будем разрабатывать собственную платформу для создания чат-ботов. На текущей много ограничений — мы уже нашли способ их преодолеть и написали архитектуру. Верю, что летом полностью уйдём именно в это. Сейчас мы ограничены русским языком, а при переходе на свою платформу сможем работать на весь мир.
Если говорить о совсем долгосрочных целях, есть три больших направления, куда мы смотрим. Первое — системы умного дома на искусственном интеллекте. Нынешние решения не избавлены от ошибок и не распознают команды на разных языках. А такой умный дом сможет полноценно понимать хозяина и работать без сбоев.
Второе — умный помощник. Мы стремимся создать подобие Джарвиса из «Железного человека»: искусственный интеллект, который помогает в расчётах, поисках и всём остальном.
Третье — выпуск физических роботов, которые заменят людей в бытовых и производственных вещах, при этом абсолютно комфортно взаимодействуя с человеком на уровне физического присутствия или удалённо через виртуальные системы команд.
То есть чат-боты — это только стартовая точка?
Я бы сказал, что это стартовая точка, но одновременно и самостоятельное поле для развития. Да, помощь бизнесу в виде ботов действительно нужна. Плюс, нейронные сети, которые там используются, сейчас набирают обороты. Вот, например, вышла третья версия нейронки, и хочется испытать её по максимуму. Мы также верим, что пересадим свою платформу с классических скриптовых механик с машинным обучением в нейронную сеть. В результате она сможет сама генерировать чат-ботов по запросу клиента.
Правда, есть ощущение, что триггерные и кнопочные боты всё ещё популярнее, чем искусственный интеллект. Люди пока просто не могут понять, что такое ИИ и насколько он эффективнее. Надеюсь, массовое осознание этого уже не за горами, и мы сумеем успешно встроиться в новый растущий рынок.
Если вы хотите оптимизировать бизнес с помощью чат-ботов, смело оставляйте заявку на нашем сайте https://rentabot.ru/ или позвоните: +7 499 113 35 75. Мы с радостью ответим на все вопросы и предложим подходящие решения.
А ещё следите за нашими новостями в соцсетях:
https://vk.com/rentabot
https://t.me/botcando