Найти тему

Генеральский «сецессион»

В конце позапрошлого века модерн в архитектуре Петербурга был явлением очень редким. Можно сказать единичным. Самые первые эксперименты с модным европейским стилем, вполне естественно, были скорее только копированием творческих находок Виктора Орта, Эктора Гимара и конечно, очень популярного в российских профессиональных кругах, Отто Вагнера. Впрочем, произвольные попытки «использовать лучшее» исходя из собственных взглядов и предпочтений давали весьма оригинальные результаты…

 

Небольшой доходный дом с откровенно «венской физиономией» появился на улице которая тогда носила название Нюстадтской в 1899-м. Для того времени, да и для этого места, сей заграничный «сецессион» со львами и внушительной владельческой монограммой был явлением необычным. Но «австрийским» фасадом дело не ограничилось. На необычное продолжение намекают еще оригинальные балконы…

-2

И открыв дверь в парадную мы обнаружим… Просто настоящее буйство плавных линий французского ар-нуво. Все внутреннее убранство тщательно прорисовано в каждой детали, неизбежно дополняющих друг друга и плавно сплетающихся в единую картину.

-3
-4
-5

Просторный декорированный холл с камином «индивидуального дизайна», оригинальные двери, текучая «растительность» лестничных ограждений, стилизованные и очень необычные оконные переплеты, «закругленные» ниши соединения основного здания с дворовым флигелем. Масса света при полном отсутствии углов.

-6
-7
-8
-9

Специалисты все это конечно назовут «не выдержанным» и «вторичным», но мне, честно говоря, сия, очень редкая для Петербурга, модерновая «вторичность» пришлась по душе… По разным причинам в дальнейшем подобная стилистика действительно не найдет особого отклика в столичной публике и «местный» модерн пойдет своей дорогой, оставив такие изыски «на откуп» московским мастерам. А этот дом так и останется своеобразной диковинкой.

 

Самое интересное, что автора сего проекта было весьма сложно заподозрить в пристрастиях к «новомодным стилям». Валериан Николаевич Зеленин был военным инженером, выпускником Николаевской инженерной академии. Служил в войсках. Учувствовал в очередной Турецкой компании за что был награжден двумя орденами. Уже будучи в чине подполковника занимал должность с весьма витиеватым названием: «помощник делопроизводителя по искусственной части канцелярии Инженерного комитета Главного инженерного управления». Собственно архитектурная практика Валериана Николаевича была связана с его службой в Военно-медицинской академии, где он заведовал постройками. Для академии Зеленин строил, а точнее перестраивал, две клиники. Клинику заразных болезней и клинику нервных болезней. Угадать тут увлечение модерном довольно проблематично. Клиника нервных болезней при Академии располагалась на…Нюстадтской…

 

Последнюю свою «ведомственную» стройку Зеленин завершил в 1897-м. А еще через два года, не достигши 50 летнего возраста, он вышел в отставку «с мундиром и пенсией с производством в генерал-майоры». И именно после отставки Валериан Николаевич построил собственный доходный дом ровно напротив ранее построенной клиники. Почему генерал-майор строил именно тут в принципе объяснить можно. И самое простое объяснение – в этом доме поселилось довольно много медиков, которых он наверняка знал по службе. Но вот почему он решился на столь необычный модерновый эксперимент в те времена, когда еще «так не строили» наверное останется для нас загадкой….Конечно примеры увлечённых модами военных найти можно. Допустим поклонник «рационального модерна» Владимир Петрович Апышков тоже был военным инженером. Но справедливости ради - в его время собственно модерном публику было уже не удивить..

 

Зеленин прожил в собственном доходном доме всю оставшуюся жизнь и скончался в собственной квартире в 1911-м на 60-м году жизни. Он был холостяком и детей не имел. Этот замечательный дом после его кончины перешел «городскому ведомству».

 

Такая вот история.