"...Он лежал на больничной койке, утопая в огромной подушке, резко выделяясь на фоне кипенно-белых простыней, такой худенький и беззащитный, словно тростинка. За тот месяц, пока мы с ним не виделись, он стаял как свечка, и от него одни глаза остались – умные, живые, проницательные глаза." (с) отрывок из книги Я.Рудковской "Как закалялась сталь".
Юрий Шмильевич Айзеншпис стал пионером советского и российского музыкального продюсирования. Хрупкий, худенький, с виду словно затравленный мужчина таил внутри себя много смелых идей. Если бы не он, мы бы вряд ли когда-либо услышали песни оппозиционной группы "Кино", узнали о Викторе Цое. Уже потом, когда пал соц лагерь, он стал штамповать звезд эстрады. Это были молоденькие мальчики с поп-репертуаром. Все, как на подбор. Из девушек Айзеншпис звезд не делал. Только из ребят.
***
Юрий Шмильевич родился в Челябинске в 15 июля 1945 года. Его родители были евреями, прошли ВОВ. С детства мальчик отличался живым умом, и советская идеология была явно не для него. В школе занимался спортом, но из-за перелома ноги бросил увлечение футболом. Это натолкнуло парня на то, чтобы окунуться в мир музыки. Уже будучи студентом экономического факультета, Юрий «сколотил» музыкальный рок-коллектив под названием «Сокол». Юра и знать не знал слова "продюсер": он по наитию осуществлял действия по популяризации своего коллектива.
Едва достигший 18 лет, Юра уже смог собрать большую коллекцию редких виниловых пластинок. И это несмотря на «железный занавес». Коллекция составляла порядка 7500 штук оригинальных записей, не копий. К примеру, одна такая стоила порядка 150 рублей, для наглядности – месячная зарплата инженера СССР. После пластинок Юрий понял, что это легкие деньги,и занялся фарцовкой и валютой.
Юрий Шмильевич был коммуникабельным, легко заводил знакомства. Круг друзей пополняли дипломаты, дети послов. Но даже такие знакомства не уберегли юного «предпринимателя» от тюрьмы.
За торговлю валютой Юрий провел в местах лишения свободы 10 лет. Освободившись попытался прокрутить еще одну денежную махинацию, за что снова попал на 7 лет за решетку.
В итоге Юрий вернулся к полноценной работе только к 45 годам. Конечно, его мировоззрение было исковеркано советским катком несправедливости. Ходили слухи, что именно после 17 лет, проведенных в неволе, изменились предпочтения человека в плане выбора партнеров. Ему стали интересны только молодые парни (хотя Юрий и был женат). Также ходили слухи, что за решеткой предприниматель стал зависим от наркотиков. Но ему это не помешало состояться в жизни.
***
Статус "отсидевшего" и слухи вокруг личности Айзеншписа никогда никого не смущали.
С ним работали, его уважали звезды первой величины. Он сидел в ресторанах с политиками, распивал дорогущее вино и болтал с любым высокопоставленным человеком, как с равным.
***
Он начал все заново в 45 лет, будучи дважды судимым человеком. И добился высот. Первым проектом Айзеншписа стал Виктор Цой, сотрудничество с которым прервала трагическая авария.
Несмотря на столь позднее начало свободной жизни Айзеншпис состоялся как семьянин, нашел любовь в лице Елены Ковригиной, у них появился сын. Как известно, слухи на пустом месте не возникают. А вокруг Айзеншписа всегда ходили слухи о его ориентации, и о том, что его жене надоело коротать вечера в одиночестве. Она ушла от Юрия. Ради ребенка Юрий всегда поддерживал теплые отношения с Еленой, не жалел денег на сына.
***
Клиентами продюсера были группа “«Технология», Катя Лель (с ней он работал совсем недолго, уже когда она стала известна), коллектив «Моральный кодекс» и другие. Наиболее запоминающимися и одновременно диаметрально отдаленными по степени таланта для Юрия были 2 артиста. Это Дима Билан и Влад Сташевский.
Сташевского он раскрутил "на спор". Сидел в ресторане со знакомым бизнесменом, и решил поспорить с другом, что сделает супер-звезду из любой бездарности. Так появился у нас на эстраде певец Влад Сташевский. Проект продержался долго, поскольку Сташевский понимал, чем обязан продюсеру и не имел грандиозных творческих притязаний. Все шло замечательно, пока Влад не женился на дочери хозяина «Лужников».
А вот Дима Билан... Это был проект сердца, что называется. Уже позже Яна Рудковская (будучи при жизни Юрия его знакомой) в мемуарах намекала на непростые отношения продюсера со своим подопечным.
Есть люди, которые обладают природным чувством эмпатии, чувством эпохи. Вот Юрий, на мой взгляд, это яркий представитель человека с высочайшей эмпатией. Другой бы на его месте погиб, а этот... все недостатки обращал себе не пользу. Мог договориться с кем угодно и о чем угодно.
Последние проекты Айзеншписа перед смертью – группа «Динамит» и Дима Билан. Солист Лёня Нерушенко, по злому стечению обстоятельств, разбился на мотоцикле в сентябре 2005, не дожив до 28 лет. В том же месяце ушел из жизни Юрий Шмильевич. Кстати, с Нерушенко и "Динамитом" некрасивая история получилась: он повздорил с ребятами из группы и ушел, отказавшись от выступлений.
Айзеншпис не терпел, когда его "кидали": мог начать мстить. Но Леониду отомстить не успел.
Он уходил тяжело. До последнего не ложился в больницу, исхудал и пугал своим болезненным видом окружающих. Он отчаянно желал жить. Юрий Шмильевич долго скрывал свои болезни и отрицал тот факт, что тюремные годы испортили крепкое здоровье мужчины. Ходили слухи, что у продюсера мог быть ВИЧ. Помимо сахарного диабета его мучили гепатит С и В, а также цирроз печени. Юрий Шмильевич Айзеншпис ушел из жизни 20 сентября 2005 года.
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал.
♥Спасибо!♥