Найти тему

АВТОЦИСТЕРНЫ: СХЕМА, ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ТРЕБОВАНИЯ

Оглавление

Автоцистерны – наиболее эффективный транспорт для перевозки газообразных, наливных и сыпучих грузов. По вместительности такая спецтехника способна конкурировать с железнодорожными составами. Габариты и вес автоцистерны позволяют осуществлять доставку по дорогам общего назначения, что значительно экономит время. Продуманная конструкция и дополнительное оснащение гарантируют сохранность груза в пути и его оперативную выгрузку в пункте прибытия.

Схема автоцистерны

Данный вид спецтехники имеет множество конфигураций. Однако стандартная схема автоцистерны остается неизменной – колесная база с герметичным резервуаром. Компактные модели создаются на базе грузовых шасси. Автоцистерны большой емкости обычно выпускаются в виде полуприцепов, которые агрегатируют с седельными тягачами.

Резервуар изготавливается из стали (углеродистая, нержавеющая), алюминия или армированного стекловолокном композита. Внутри емкости может быть одно или несколько отделений, каждое из которых оборудуется горловиной с герметичным люком. Цистерна обычно имеет эллиптическую или цилиндрическую форму. На шасси ее устанавливают горизонтально. В отдельных случаях емкость размещают вертикально или наклонно.

В зависимости от целевого назначения, цистерна дополняется специальным оснащением:

  • противопожарные устройства (пламегасители, дыхательные клапаны);
  • насосы для перекачки, выгрузки и заполнения;
  • гибкие трубопроводы (рукава);
  • уровнемеры и ограничители наполнения;
  • система подогрева или охлаждения;
  • лестницы и площадки с ограждением;
  • фильтры, счетчики и прочее оборудование.

Разновидности автоцистерн

Спецтехника данного типа классифицируется по широкому спектру параметров. Современные модели автоцистерн в основном различаются по таким критериям:

  • Назначение. Транспортировщики только перевозят грузы. Цистерны-заправщики могут не только доставлять нефтепродукты, но и закачивать их в другие транспортные средства.
  • Тип груза. Определяется материалом и конструкцией резервуара. Для жидких, газообразных, порошкообразных, сыпучих и полужидких веществ используются разные модели.
  • Грузоподъемность. Определяется вместимостью резервуара. По данному критерию выделяют цистерны малого, среднего и большого объема.
  • Вариант шасси. Это может быть полноценный грузовой автомобиль с кабиной и площадкой для установки резервуара, а также полуприцеп или прицеп.
  • Проходимость. Зависит от колесной формулы. Проходимость может быть стандартной (шасси 4х2), повышенной (6х2) и высокой (6х6).
  • Несущая база. Безрамные модели напрямую соединяются с ходовой частью шасси. Рамные цистерны имеют жесткий каркас.
  • Система выгрузки. Разгрузка транспортируемого вещества может осуществляться самотеком, с помощью насоса, а также механическим, пневматическим или самосвальным способом.

Технические характеристики автоцистерн

Ведущие производители предлагают различные варианты сочетаний шасси, резервуаров и дополнительного оснащения. Это обеспечивает многообразие технических характеристик и позволяет подобрать модель для любых условий эксплуатации.

Спецтехника данного типа обладает такими параметрами:

  • скорость движения – обычно ограничена 70 км/ч;
  • полная масса автоцистерны – до 42 000 кг;
  • вместительность резервуара – до 40 м3;
  • количество изолированных секций – от 1 до 8 шт.;
  • рабочее давление – до 25 Па.
Габаритные размеры спецтехники также представлены широко. Длина автоцистерны повышенной вместительность может достигать 12,8 м. Ширина обычно равна 2,5 м. Высота автоцистерны варьируется в диапазоне от 2,6 до 3,9 м. Этот параметр зависит от формы и объема резервуара.
-2

Требования к автоцистернам

Проектирование такой спецтехники осуществляется с учетом отраслевых ГОСТов, международных норм и положений ДОПОГ. Ключевые технические характеристики автоцистерн определяются условиями эксплуатации и свойствами перевозимых веществ (плотность, токсичность, пр.).

По части безопасности к транспорту предъявляются такие требования:

  • наклон глушителя вниз с выводом выпускного отверстия за границы емкости;
  • монтаж защитных решеток на приборы освещения;
  • наличие двух огнетушителей за пределами кабины;
  • защита топливного бака сеткой с ячейкой 10х10 мм;
  • укладка электропроводки в металлические трубки;
  • оснащение штатной проводки дополнительными предохранителями;
  • присутствие в кабине выключателя «массы» АКБ;
  • заземление металлического резервуара цепью;
  • наличие информирующей маркировки и проблесковых фонарей.