Сегодня каждый хоть раз слышал три буквы NFT, которые покрыты мраком и огромными инвестициями. Несмотря на то, что данный формат появился еще в 2015, популярность его настигла лишь в марте 2021 года.
Тогда на аукционе Christie’s одна из картин художника Beeple и привязанный к ней NFT-токен были проданы за $69,3 млн. По сей день это рекордная сумма, и это оправдано, т.к. Майк Винкельман рисовал свое творение ежедневно в течение 5 000 дней.
Даже Эрмитаж хотел создать выставку картин, выполненных в этом формате. Но почему же он стал таким популярным и что это вообще такое? Давайте разбираться
NFT: определение
NFT – non-fungible tokens – уникальный токен, который нельзя обменять или заменять на аналогичный.
По своей природе токены существуют в блокчейн-среде. Последняя является огромной базой данных, хранящейся сразу на большом количестве компьютеров. Привычная нам сеть Интернет синхронизирована с узлами в виде серверов или провайдеров, от которых разносится по всем устройствам. А в блокчейне нет разветвлений, он является единой системой.
Токен – это запись, которая в цифровом мире заменяет привычные нам ценные бумаги. Он прописывается в регистре блокчейнов. Большинство токенов взаимозаменяемы, т.е. их можно приравнивать к любой валюте, в том числе к крипте. Также ими можно обмениваться с другими людьми и “продавать” их за валюту.
Но NFT нельзя приравнять к чему-либо. Например, картина Леонардо да Винчи не равна картине Пабло Пикассо, а запись песни “We Will Rock You” группы Queen невозможно сравнить с любым треком исполнителя Eminem. Каждый из представителей формата уникален и находится в базе блокчейна в единственном экземпляре. Вместе с ним надежно хранится информация обо всех операциях, связанных с продуктом: кто купил, кто создал, когда и за сколько куплено и пр.
Что продавать в NFT?
Перевести в NFT и продать можно: книгу, текстовый контент, аудиозапись, музыку, видео, картинку, 3D-модель и пр. Основная идея – любой цифровой продукт должен быть уникальным и исходить от первого лица.
Сегодня на невзаимозаменяемые токены обращают внимание коллекционеры, которые постоянно ищут ценности, геймеры – в вечном поиске оружия, скинов и пр., деятели искусства и другие люди.
К ярким примерам медийных личностей, которые уже перевели и продали свои труды в NFT относятся: певица Grimes – мать сына Илона Маска – продала изображение из своего видеоролика за $5 800 000 всего за 20 минут после открытия продаж, диджей 3LAU – стал первым, кто продал целый альбом и получил за него $11 600 000, российский художник Покрас Лампас за $28 000 продал фотографию своей работы. Также в NFT продают свои треки рэпер ASAP Rocky и певец Weeknd.
Что делать после создания NFT
После создания продукта в формате NFT, достаточно найти площадку, на которой ее можно выгодно продать. Их сейчас очень много, но большая часть является узконаправленными платформами, где можно продать только музыку или модели для видеоигр и так далее.
Наиболее популярными являются сервисы SuperRare, Rarible, OpenSea и Niftygateway. Все они взимают комиссионные в эфирах, которые представляют собой цифровую валюту крипты Ethereum. На основе последней и был разработан NFT. Комиссия везде разная, но чаще всего это 50 и более долларов.
Будущее NFT
NFT только начал развиваться, но делает это стремительно. В ближайшее время технология блокчейн будет претерпевать много изменений и расширяться. С этим появится еще больше возможностей для развития NFT – больше функционала, расширение списка сфер, где он будет востребован и пр.
Так, планируется переводить различные документы в надежную базу данных блокчейна. Это позволит защитить дипломы об образовании, сертификаты, свидетельства и пр. от риска подделки.
То же самое ожидает привычный контент, который больше нельзя будет скопировать из первоисточника незамеченным.
По словам Донна Редела, это новые возможности для сохранения авторских прав в мире творчества. Также он сравнил переход на NFT с появлением новых цифровых фотоаппаратов после привычных пленочных камер. Для многих это было неудобно и незнакомо, но со временем цифровой формат доказал, что способен дать намного больше, чем пленка.
Невзаимозаменяемые токены не смогут полностью вытеснить другие форматы, но они существенно изменят бизнес-модели и взаимодействие между создателями, распространителями и потребителями продуктов.