Найти тему
Denis Ivanov

ОБЛАДАЮТ ЛИ ЖИВОТНЫЕ МЫШЛЕНИЕМ?

Современные научные исследования находятся в состоянии новых открытий и интереса к когнитивным способностям животных и человека, в частности имеются новые достижения в области определения такой проблемы как наличие или отсутствие интеллекта у животных. В целом, вопросы проблемы интеллекта в комплексном виде – у животных, человека и машины имеют значение для различных отраслей биологии, психологии, лингвистики, кибернетики и робототехники.

Ученые с недавнего времени стали признавать наличие внутренних когнитивных процессов, в частности таких операций как познание и запоминание, решение проблемы, формирование представлений и т.д., которые раньше признавали только у человека, а не у животных, оказывают значительную роль в жизнедеятельности животных. Тем не менее, нужно учитывать значительную разницу между мышлением человека и животного по степени сложности.

Мыслительный процесс животного, в первую очередь, тесно связан со средой его обитания, ограничивается осознанием связей между явлениями реального мира: отношениями с сородичами, жертвами или хищниками, но при этом не содержит мыслей о самих этих мыслях, то есть психика животных не обладает рефлексивным свойством. Но то, что проблема выявления сознательной умственной деятельности животных поставлена и успешно решается, свидетельствует о совершенно новой стадии подхода к выявлению истоков человеческого разума. У некоторых высших позвоночных животных и у некоторых общественных насекомых были обнаружены способности к абстрагированию, в частности оперированию пространственно-геометрическими признаками предметов, их запоминанию и передачи сородичам с помощью сигнальной системы.

Так, Эдвард Чейс Толмен (1886-1959) предложил для объяснения этого феномена концепцию «когнитивных карт». Под ней понимается образ знакомого пространства. Они возникают в результате процесса взаимодействия субъекта действия с объектом, окружающей средой. С помощью такой «карты», например, запоминается проделанный маршрут животных, тайники с пищей и т.д. Отсюда, можно выявить еще одну значимую проблему, связанную с интеллектом животных, их коммуникативную способность, то есть наличие некой языковой системы или нет? Также было выявлено, что птицы некоторых видов, в частности врановые, попугаи могут дать оценку количеству предметов. Шимпанзе способны применять не только самые простые арифметические операции, но и такие виды семиотических знаков, как буквы и цифры. Исследуя высшие формы интеллектуальной деятельности методов. Так, с помощью игры, которая имеет сходство с настольным хоккеем, удалось показать, что только антропоиды могут представить себя в роли партнера и соответственно изменять свои действия. Также человекообразные обезьяны, то есть атропоиды могут узнавать себя в зеркале. Животные используют орудия труда в своей жизнедеятельности, так шимпанзе изготавливают заостренные палочки для выуживания термитов, зелёная цапля ловит рыбу с помощью приманки, она расщепляет веточку на кусочки, и подносит один из кусочков к воде, после хватает мелкую рыбу, которая была привлечена приманкой.

Можно выделить в истории вопроса изучения интеллекта животных, два результативных подхода (можно и большее количество выделить). Это бихевиоризм, основной метод работы проверки интеллектуальных способностей по изменению среды, условий нахождения животного и цели удовлетворения потребности в питании. Основной метод достижения цели у животных при данном подходе – это метод «проб и ошибок». Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990), внёс значительный вклад в направление бихевиоризма. Он создатель теории оперантного обусловливания. Смысл данной теории заключается в том, что влияние последствий поведения оказывает воздействие непосредственно на само поведение, то есть изменения в окружающей среде сразу после произведенных действий. Эти изменения оказывают влияние на повторы, т.е. на частоту возникновения данного поведения в будущем. Скиннер сформулировал данную теорию после многолетних наблюдений над животными различных видов. Суть изменения оперантного поведения состоит в подкреплении и наказании, т.е. положительном и отрицательном стимулах после осуществления поведенческой реакции. Таким образом, поведение можно изучать, контролировать и прогнозировать посредством управления средой. Отсюда следует, что интеллект животных оказывается тесно связан со средой, животные действуют в природе и в искусственно созданных условиях методом «проб и ошибок».

Другой подход в исследовании интеллекта животных – это гештальт-психология. Вольфганг Кёлер (1887-1967), один из основателей гештальт-психологии. В сфере когнитивной этологии исследовал на человекообразных обезьянах явление, названное им инсайтом. Инсайт – это проницательность, или озарение, термин зоопсихологии и других научных сфер, в частности совокупности когнитивных наук. Инсайт – это познавательное состояние, которое описывает понимание всех отношений и обстоятельств в целом, что ведёт к осмыслению решения проблемы. Это состояние, т.о., имеет проблемный характер и не основывается в явном виде на данных прошлого опыта, т.е. оно является внезапным, а не последовательно выводимым, то есть аналитическим и дискурсивным, а синтетическим и интуитивным. На примере опыта с человекообразными обезьянами, ситуация инсайта может быть проиллюстрирована как задача, которая решалась не прямо или методом «проб и ошибок», а, опосредованно, предлагалась сложная задача, которая состояла из нескольких действий. Но что важно отметить, что все предметы которым оперировала обезьяна, должны быть в пределах её фактической ситуативной видимости. Опыт происходил следующим образом, подвешивался фрукт на высоте недостижимой из-за роста обезьяны, было дано несколько предметов, которые можно было использовать в качестве подставки, то есть ставить эти предметы друг на друга в форме пирамиды, они были разной величины, а затем забраться ни них и достать фрукт, тем самым компенсировав недостаток роста. Обезьяна, после того как выражала недовольство невозможностью достижения цели, начинала одновременно с этим хватать и передвигать предметы, потом она переставала совершать всякие активные действия и начинала разглядывать предметы вокруг себя, после чего приходила к правильному решению задачи достижения цели с помощью успешных правильных действий с предметами, то есть правильно выполняла операции с предложенными предметами.

Таким образом, за последнее время научными достижениями в области исследований интеллекта у животных стали следующие факты: отсутствие длительных проб и ошибок при решении задачи, явление инсайта, факт закрепления найденного правильного решения и применение его в аналогичных ситуациях, перенос найденного решения на сходные задачи, способность решать многоступенчатые задачи, использовать орудия. У антропоидов, т.е. человекообразных обезьян выявлена способность к коммуникации посредством второй сигнальной системы. Последнее время в науке наблюдается тенденция объединения поведенческого и психологического подходов к исследованию когнитивных способностей животных, что нашло отражении в появлении когнитивной этологии. В отличие от животного человек обладает не только сознанием, но и собственной психикой, тем не менее, важно подчеркнуть, у человека есть и животная психика. И человеку и животному присущи темперамент, низшие потребности, инстинкты, навыки.