На этой неделе случился День российского предпринимательства, и мы продолжаем знакомить вас с яркими представителями этого самого предпринимательства. Сегодня наша гостья из Красноярска. Да, это уже седьмой наш гость, который как-то связан с сибирским городом. Дело в том, что команда, которая делает «Антрепренёры» родом из Красноярска. Хоть часть её и переехала в Москву, этот город и вся Сибирь в нашем сердце навсегда. Поэтому нам нравится рассказывать о крутых людях, которые делают здесь большие и очень классные проекты, в том числе, для нашей большой страны.
Олеся, ведущая выпуска: С сегодняшней нашей гостьей мы до этого момента были не знакомы, но пересекались на разных мероприятиях и подписаны друг на друга в соцсетях. Я всегда искренне восхищалась тому, как она совмещает большое технологичное производство, воспитание троих детей и какую-то невероятную женственность. С радостью представляю Анну Жираткову, генерального директора энергетической компании «ПроТок».
Выпуск №26 с Анной слушайте в Яндекс.Музыке, а ниже основные моменты беседы в развёрнутых цитатах героини.
Про приход в энергетику:
У меня не было выбора. Даже не 12 лет, с момента основания компании, а всю свою сознательную жизнь я в энергетике, потому что мои родители всю жизнь этим занимались. В 90-е годы мама основала свою компанию, и я, ещё будучи ребенком и далее, когда училась в вузе, была внутри родительского бизнеса: была вовлечена во все вопросы предпринимательства, работы с проверяющими органами, ассортимента. Это очень помогло мне в учёбе, так как у меня всегда была площадка, на которой я могла свои знания применять, раскрываться, творить (в рамках разумного и выданных мне полномочий, конечно). В какой-то момент мне стало тесно, и для того, чтобы состояться и как-то правильно «прозвучать» мне нужно было вырваться из родительского бизнеса. К сожалению, инициация не прошла ровно и гладко, не было какой-то выстеленной дорожки, мне просто открыли дверь и сказали: «иди!».
Я открыла ООО. Как маркетолог, я начала компанию с названия, над которым долго думала. «ПроТок» - профессионально о токе. То есть уже тогда, 12 лет назад, я задумывала эту компанию, как компанию профессионалов. Собственно, в этой парадигме мы живем уже 12 лет, пройдя путь от продавца лампочек и кабелей до полного комплекса строительно-монтажных работ для энергетики и ушли в производство.
Про специфику заказов:
Я горжусь, что мой первый заказчик, подписавший со мной договор, и по сей день является клиентом компании. Хотя мы уже и не занимаемся этим направлением деятельности, но у нас на складе до сих пор отведено два стеллажа, и он периодически обращается за каким-то ассортиментом. На самом деле уже с 2018 года мы занимаемся более серьёзным продуктом – производим трансформаторные подстанции и щитовое оборудование, которое необходимо для заводов, фабрик, различных предприятий.
Про уверенность на начальных этапах:
Я была на 100% уверена в результате. Меня часто спрашивают, что посоветовать начинающим предпринимателям, и я советую безоговорочно верить в себя и во всё, что у тебя будет. Потому что, как только ты засомневаешься, это всё. В самом начале у меня была такая ситуация, когда мне были закрыты все ходы назад, двинуться в обратную сторону было смерти подобно, поэтому у меня не было ни малейшего сомнения в том, что всё будет хорошо. Ну, и выбора у меня тоже не было, приходилось двигаться вперёд.
На самом деле, надеяться, что вас на первых этапах кто-то поддержит, не стоит. Я всегда говорю, что деньги предлагают тогда, когда они сильно не нужны. Когда у тебя самой есть деньги – то пожалуйста: кредиты, фонды дают деньги. Но это когда ты сам чем-то уже обладаешь. На первых порах тебя никуда не пускают, никто не хочет с тобой заключать сделки, нужно набираться опыта, здесь всё упирается в твою уверенность и харизму, потому что предпринимательство – это, в первую очередь, твоя идея.
Я помню, что в первые полгода работы в офисе у нас была постоянная тишина. Никогда не забуду ощущение, когда среди этой тишины звонил телефон. Это значило, что я кому-то понадобилась. Еще один инсайт у меня случился, когда я впервые купила грузовик. Я выходила, смотрела на него и думала: «Офигеть, какой он здоровый! Сколько лампочек на нем можно перевезти!» Кажется, что это было давным-давно, а ощущения до сих пор живут.
Про брендированную «Ауди»: Мы решили поменять корпоративный автомобиль, на нём стал ездить водитель, но в какой-то момент я его не узнала. Ненормально! Решила брендировать, и у нас было несколько вариантов, как именно его можно украсить, поэтому мы решили выбрать тот дизайн, который бы отражал дух бренда, подчеркивал его харизму. Я всё делаю таким образом, чтобы это давало какую-то энергию, как-то цепляло и вовлекало в деятельность компании: «Что это за машина, куда она поехала? А что это за компания?». Отношение к бренду и те эмоции, которые потребитель испытывает к компании, – это очень важно. А на сегодняшний момент у нас уже такие классные трансформаторные станции и такой высокий уровень сервиса, что мы не просто сравнялись, а даже переросли качество немецкого автомобиля премиум-класса.
Про личность в компании:
Ощущение компании – это ощущение тебя самой, как ты чувствуешь продукт, и кто ты есть сейчас. Хочется иногда всё перекроить. Сейчас я сфокусирована, что нам нужно расти, а десять лет до этого мне было по кайфу, я занималась разными вещами, пробовала разные компетенции, и не задумывалась о росте. В какой-то момент сказала: «Стоп, это ничего не про бизнес, это про меня, про развлечения…» Пришло осознание, что это не нравится и нужно что-то менять. Но я против теории выхода из зоны комфорта. Когда ты выходишь из зоны комфорта, ты всегда страдаешь. А профессионализм, кайф и поток – это когда твои навыки совпадают с твоими действиями. Я перестала выходить из зоны комфорта и начала получать удовольствие от того, что я делаю здесь и сейчас, и именно в этом кайфе случился рост.
Про плюсы расположения в Сибири:
Когда мы открывали производство, продумывали, насколько выгодно будет делать его в Красноярске. На тот момент ближайшее подобное производство находилось в Новосибирске, а настолько высококачественное – мы первые открывались за Уралом. Тогда я стратегически размышляла, что мы находимся в центре России, ехать в обе стороны нам примерно 5000 км. И это наше стратегическое преимущество, потому что мы можем распределять свою продукцию и на восток, и на запад, и являемся важным участником российского рынка.
У нас есть инновационная разработка: наш термошкаф можно использовать как при температуре -50, так и +50, то есть, он подходит и для арктической зоны, и для зоны пустынь, где жара. Преимущество компании, созданной в Красноярске, внесло особый вклад, потому что у нас бывают невероятные скачки температуры из-за резко континентального климата.
Про семью и бизнес:
Я не могу сказать, что прямо супер-преуспела в каких-то моментах, но мне кажется, что очень важно просто получать удовольствие. Важно партнёрство и понимание того, что ты берёшь на себя определенную ответственность и несёшь её. Я не росла в семье, где был патриархат, у моих родителей было партнёрство, и мама всегда занимала очень активную жизненную позицию, много работала. Я тоже, может быть, неосознанно в каких-то моментах транслирую эту философию работающей женщины. Но я считаю, что важно самой себе нравиться, быть самой себе интересной. Ты берёшь энергию из дома и несёшь на работу, и, если всё получается, чувствуешь себя востребованной и нужной. Мне кажется, это норма.
Про новую реальность:
23 февраля я вышла из роддома после рождения третьего ребенка, а 24 февраля прочитала все новости с новой жизнью на руках и пониманием того, что мне снова не удастся просто побыть в декрете, поцеловать эти маленькие пяточки, нужно брать себя в руки и выходить. Первый месяц был тяжёлый, потому что рынок совсем замер, ничего не было понятно, ключевые игроки нашего рынка до сих продолжают уходить. Какая у нас была стратегия? Я понимала, что происходит удар, и надо его держать. Я всех просила: «Давайте не будем делать резких движений», то есть не разрывать существующие контракты, не принимать рискованные решения, потому что повернуть назад, когда станет спокойнее, будет очень тяжело. Когда всё рушится, очень тяжело выстраивать связи, потому что растёт недоверие.
О релокации мы не задумывались, потому что, наоборот, почувствовали себя в центре событий: есть помощь со стороны органов власти, спрос от заказчиков не упал. Для нас в приоритете сейчас привлечение дешёвых ресурсов. Мы активно участвуем в различных программах поддержки. Они были и раньше, но денег почему-то всегда не хватало, а сейчас вроде бы дают, и, похоже, они были всегда, но не доходили до адресата.
Про то, как справляться здесь и сейчас:
Очень мешает информационный фон, я иногда чувствую, что скатываюсь в какую-то воронку. Поэтому важно дышать и понимать, что происходит у тебя в бизнесе здесь и сейчас. Когда ты ориентирован на происходящее, то так, во-первых, веселее, и, во-вторых, очень сильно поддерживает. Я не сторонник того, чтобы жить только моментом, нужно всё равно понимать, какие твои цели и какое движение, пусть и коридор планирования сейчас сузился. Мы своих планов не меняем, для этого нет причин, нужно смотреть и видеть возможности, доступные именно вам.
Над текстовой версией работали:
- Виктория Ащук - редактура
- Софья Бочарова - расшифровка