Клавишник DEPECHE MODE Эндрю Флетчер ушёл из жизни 26 мая 2022 года. Участники группы опубликовали следующее сообщение:
«У Флетча было настоящее золотое сердце, и он всегда был рядом, когда вам нужна была поддержка, оживлённая беседа, добрый смех или холодная пинта пива. Наши сердца с его семьёй, и мы просим вас хранить их в своих мыслях и уважать их частную жизнь в это трудное время».
В память о нём мы решили вспомнить о том, какое влияние оказала группа на мир рока и тяжёлого металла.
Когда Depeche Mode назвали свой альбом 1990 года "Violator", предполагалось, что это будет восприниматься с иронией.
В интервью NME главный автор песен группы Мартин Гор тогда сказал:
«Мы хотели придумать самое экстремальное, нелепое, хэви-металлическое название, на которое только были способны. Я буду удивлён, если люди поймут нашу шутку».
С тех пор как Depeche Mode официально стали феноменом благодаря синглам из "Violator", таким как "Personal Jesus", "Enjoy the Silence" и "Policy of Truth", группа стала культовой среди металлистов и хард-рокеров. Мэрилин Мэнсон, RAMMSTEIN, CONVERGE и даже сам Сэмми Хагар сделали каверы на Depeche Mode, и большинство из них взяты из "Violator". Их любовь к группе неподдельна. Вокалист Чино Морено, который в альт-металл группе DEFTONES чередует скриминг и пение в духе Дэйва Гаана, даже вытатуировал на бицепсе цветок с обложки "Violator".
Оглядываясь назад, можно сказать, что влияние Depeche Mode на самый экстремальный из музыкальных жанров имеет определённый смысл. В 1980-м году, когда группа образовалась в Базилдоне, примерно в 30 милях к востоку от Лондона, она играла легкомысленные поп-песни новой волны, такие как "Just Can't Get Enough" и "Dreaming of Me", с клавишными партиями, которые Алан Уайлдер, тем не менее, позже сравнил с блюзовыми и хэви-металлическими риффами. Когда в том же году основатель и главный автор песен Винс Кларк ушёл в группу Yazoo, Гор взял на себя обязанности автора песен и привнёс в звучание группы более мрачные чувства.
В интервью Sounds в 1981 году Гор рассказал:
«Рок-музыканты говорят, что невозможно выразить себя с помощью синтезатора. "Бездушная [музыка]" — такие слова они употребляют. Но что такого особенного в том, чтобы играть на гитаре? Всё равно каждый рифф в хэви-металле звучит одинаково».
В течение следующих нескольких лет Depeche Mode стали силой, с которой пришлось считаться в поп-чартах, и в конце концов они добились успеха в США, выпустив в 1984 году прозвучавшую как настоятельная мольба о мире песню "People Are People". Но в Великобритании они выпускали один хит за другим, многие из которых несли в себе спорные темы, включая выживание сильнейшего ("Everything Counts"), рабство и дисциплину ("Master and Servant") и освобождение от группового мышления ("Stripped"). Более глубокие композиции, такие как "Fly on the Windscreen — Final", которая начинается с очень металлической строки "Death is everywheeerrre!", — посвящены неизбежной смерти.
Но пока хэдбенгеры пели о тех же вещах и играли в небольших залах, Depeche Mode собирали арены и стадионы с визжащими девочками-подростками, распевающими их хиты (даже "Blasphemous Rumours"). Более того, по сообщениям, 20 000 фанатов, многие из которых ждали несколько дней, пришли на автограф-сессию Depeche Mode в Лос-Анджелесе, когда вышел "Violator".
Их влияние распространялось далеко и широко в период подготовки к выходу "Violator", и именно в это время он стал популярен в среде металлистов и хард-рокеров. И первым известным хард-рокером, поющим дифирамбы «депешам», стал Эксл Роуз из GUNS N' ROSES, который в 1989 году, как сообщается, попытался добиться расположения группы, прочитав им слова баллады "Somebody" на премьере фильма "101 Hollywood". Позже тем же вечером он привёл их в лос-анджелесский метал-клуб "Cathouse", но вскоре потерял их дружбу.
Примерно в это же время поклонниками синти-поп-группы стали люди, которые в последующие несколько десятилетий стали лицом современного тяжёлого рока. Мэрилин Мэнсон вспомнил, что видел Depeche Mode в Лос-Анджелесе во время их тура World Violation Tour, а Морено из DEFTONES с гордостью говорил, что это был первый концерт, который он когда-либо видел.
В интервью Rolling Stone Морено сказал:
«Я пробивался вперёд, чтобы оказаться напротив перегородки. У меня такое чувство, что именно послужило отправной точкой для моего желания заниматься музыкой: я почувствовал эту энергию. Это было нечто новое, одно из моих самых ярких и замечательных воспоминаний о совершеннолетии».
Бывший вокалист FEAR FACTORY Бёртон Си Белл рассказывал:
«Вокал Дэйва Гаана всегда привлекал меня. У него не было "плаксивого" голоса, который был популярен для этого жанра музыки в то время. У него был голос, который передавал глубокие эмоции и серьёзность. Дело не в том, что он пел, а скорее в том, как он это пел, что и сделало меня его поклонником».
Фронтмен H.I.M. Вилле Валло поведал:
«Он отличался от всего, что происходило в то время, и именно это привлекло меня. Уникальность Depeche Mode была схожа с Black Sabbath. Они дали нам надежду на то, что не обязательно делать то же самое, что делают остальные. Они заново изобрели колесо».
Мэрилин Мэнсон выразил своё мнение на этот счёт:
«Я не знаю, что привлекает другие группы, но для меня это просто музыка, которую ты включаешь, потому что она имеет свой шарм. Вот что меня в ней вдохновляет. Это ещё и гипнотическое чувство».
Ещё один артист, который сделал кавер на "Personal Jesus", но по другой причине, — бывший участник VAN HALEN Сэмми Хагар, который включил блюзовое, хард-роковое исполнение этой песни в свой сольный кавер-сборник "Sammy Hagar & Friends" в 2013 году.
Сэмми заявил:
«Многим людям трудно поверить, что я их фанат. Мой старший сын Аарон приобщил меня к группе, когда он был маленьким, но только когда я услышал "Personal Jesus", я стал её фанатом. Меня поразило, как круто звучит электронная группа, играющая такой тяжёлый блюзовый грув. Этот рифф меня цепляет».
Фронтмен CONVERGE Джейкоб Бэннон также признался в любви к группе:
«Все альбомы Depeche Mode немного личные и очень сильные. Что касается конкретно "Violator", возможно, это эстетика, характер, борьба между человеческой тьмой и искушением, и я думаю, эти вещи относятся ко многим артистам, которые делают тяжёлую музыку. Тематика, по сути, одна и та же».
Чино Морено добавил:
«Моя любимая музыка [Depeche Mode] немного тревожная. Она более мрачная, в ней много любви и отношений, но это не музыка о счастье. Вы никогда не знаете, о чём они поют, они никогда не говорят об этом открыто и прямо. Когда ты слушаешь их, ты словно бежишь от их настроения и связываешь его с тем, что ты переживал в своей жизни в то время».
Морено вспоминает, как они вместе с DEFTONES пытались сделать версию песни "Fly on the Windscreen", когда записывали свой дебютный альбом 1995 года "Adrenaline", но так и не закончили его и не выпустили:
«Это была наша первая попытка сделать что-то не совсем типичное для тяжёлой группы. Теперь мы известны тем, что делаем каверы, которые не так типичны для хард-рок-группы».
Вокалистка итальянской группы LACUNA COIL Кристина Скаббиа рассказала о кавер-версии песни "Enjoy the Silence":
«Марко [Биацци], наш басист, который аранжировал музыку, не был их большим поклонником. Он уважает их, но с самого начала он не был их фанатом. Но алхимия сработала идеально.
С некоторыми песнями возникает особое чувство. Depeche Mode пишут песни с нотами, которые бьют прямо в сердце. Они иногда меланхоличны. Я не знаю, является ли это частью человеческой природы — желание немного страдать, но для меня это так, когда я слушаю музыку, потому что я люблю слушать сердце каждой песни».
Гитарист группы RAMMSTEIN Рихард Круспе вспомнил, как вначале остальные участники были против, когда он хотел сделать каверы на Depeche Mode. В 1998 году он убедил свою индастриал-металл-группу записать кавер-версию песни "Stripped". Он в шутку сказал, что даже заплатил деньги за это.
Но даже после того, как остальные участники Rammstein согласились, ему пришлось пойти на уступки при записи песни:
«Я помню, как пришёл в студию, а Тилль [Линдеманн, вокал] пытался спеть "Stripped down to the bone" и часами не мог избавиться от немецкого акцента. Поэтому мы убрали часть "down to the bone"».
Линдеманн, в свою очередь, сказал, что относится к Depeche Mode с пониманием, за исключением одного момента:
«У них нет гитар, а когда вы играете металл, вы хотите слышать гитару, поэтому и нужны кавер-версии. Но Depeche Mode — лучшая группа без гитар, где это всё ещё работает».
Вилле Вало также добавил:
«Музыка Depeche Mode не привязана к определённому периоду времени или модным течениям. В этом и заключается магия группы — быть способными создавать уникальный мир. Когда вы открываете дверь, слушая музыку, вас затягивает внутрь, и часто вы выходите из этого повседневного унылого, серого существования, в этом и заключается красота Depeche Mode".
Несмотря на восхищение, которое Depeche Mode вызывают у поклонников хард-рока и металла, Мартин Гор остаётся скептиком в отношении привлекательности их музыки для жанра, который кажется столь диаметрально противоположным его собственному. В интервью Rolling Stone Гор заявил, что поражён количеством запросов, которые он получает от артистов, желающих сделать кавер-версию его песен:
«Большинство из них, должен сказать, мне не особенно нравятся. Но обычно я их одобряю, потому что это мои поклонники. Никто не захочет делать кавер-версию, если он не является моим фанатом. Говорить: "Нет, ты не можешь это выпустить, потому что мне это не нравится", я думаю, немного несправедливо, поэтому я всегда их одобряю.
Металлические группы и Сьюзан Бойл [смеётся]. Когда люди спрашивают нас о нашем влиянии, я больше всего горжусь тем, что мы, похоже, повлияли на людей в самых разных жанрах музыки».