«Предпринимательское мышление можно развить у любого ребёнка – это вполне конкретные знания и навыки, – говорит Кнарик Арабян, сооснователь бизнес-школы Kinder MBA, – И пусть в итоге предпринимателями станут далеко не все, этот тип мышления позволит человеку найти своё призвание, осознанно выбрать профессию, решать любые проблемы творчески». В этой статье – 12 важных рекомендаций от Кнарик Арабян тем родителям, которые хотят воспитать предпринимателя.
1. Предпринимательское мышление можно развить у любого ребёнка
Это понятие подразумевает набор навыков, необходимых для успеха в любой сфере - умение ставить цели, организовывать процессы, брать ответственность, эффективно распоряжаться ресурсами и т.д. Развить можно лидерские качества, креативное мышление, силу воли, коммуникационные навыки и эмоциональный интеллект, дисциплинированность, ответственность.
Главное помнить, что всему своё время. Креативность, лидерские качества и умение общаться можно и нужно развивать уже у дошкольников. Учеников начальной школы можно учить решать проблемы, находить нестандартные решения. В этом возрасте дети усваивают базовые знания по финансовой и экономической грамотности. Ученики средней школы (5-8 классы) готовы овладевать знаниями в специализированных предметных областях. В этом возрасте начинается профориентация. Старшеклассники способны с нуля запустить свой собственный стартап.
2. Учите ребёнка пользоваться деньгами, знакомьте его с экономикой семьи
Если вы хотите привить ребёнку финансовую грамотность, знакомьте его с экономикой семьи – объясняйте, как и на что вы тратите или откладываете. Нет универсального возраста, когда нужно знакомить детей с деньгами и вводить «карманные расходы». Готовность распоряжаться ресурсами сильно зависит от ребёнка. Я считаю, что как только ребёнок получает свободу передвижения в школе, он должен уметь планировать свои личные деньги. Это – способ предостеречь его от неразумных действий в старшем возрасте.
3. Пробуйте разные методики
Есть разные способы постижения азов экономики. Например, личное финансовое планирование, когда ребёнок учится системно планировать свои расходы и доходы. Или тайм-менеджмент, когда необходимо расставить приоритеты и спланировать свои дела на час, день, неделю. Это можно делать всей семьёй.
4. Книги – в помощь
Начать можно с таких: «Удивительные приключения в стране Экономика» Игоря Липсица, «Пёс по имени Money» Бодо Шефера, «Большой бизнес для маленьких детей» Елены Тончу.
5. Геймицифируйте процесс обучения
Всё, что делается через игровую форму, имеет успех. Отправляя ребёнка в магазин за молоком, можно поставить задачу на понимание ценообразования – например, посчитать, какая марка выгоднее в пересчёте на литр. Или сколько принесёт за год сэкономленный с пакета молока рубль.
6. Взвешивайте свои действия
Тем, кто решил платить за оценки, я бы рекомендовала быть очень аккуратными. Ребёнок должен понимать, зачем ему самому нужна учёба, и эта мотивация не может упираться в сиюминутную прибыль. Предприниматель – всегда высоко самомотивированный человек.
Политика «Деньги за услугу» в семье может помогать формированию предпринимательских навыков, а может и вредить. Если это оплата услуг в рамках деловых, рабочих проектов – это нормально. Но если ребёнок выполняет свои домашние обязанности за деньги или помогает родным и друзьям на корыстной основе – это сбой в матрице ценностей.
7. Следите за словами
Развитию предпринимательского мышления больше всего мешает обесценивание самого процесса «предпринимать», демотивирующие фразы и поступки. Более того, они развивают в детях фобии и комплексы, что негативно сказывается на формировании личности вообще.
Поощрение и критика – тонкие процессы. Если ребёнок предлагает провальную идею, нельзя сказать, что ничего из этой идеи не выйдет – погубите мотивацию. Но и поощрять заведомо ошибочное решение не стоит. Должна быть правильная подача: «Здорово, что ты это придумал, но давай разбираться, для чего ты это придумал. В чём польза проекта, какие у него могут быть подводные камни». И если ребёнок всё обосновал, он в свою идею верит и хочет её реализовать – мне кажется, родителям стоит его поддержать.
Потому что, во-первых, родители нередко сами ошибаются. Во-вторых, отрицательный опыт очень важен. Как правило, это тест на готовность быть предпринимателем.
8. Не всякая хитрость – показатель предприимчивости
То, что ребёнок хитрит и обманывает, многие родители спокойно воспринимают как «природную предприимчивость». Это не всегда верно. Ребёнок, особенно маленький и избалованный любовью родителей, может хитрить и манипулировать, чтобы достичь своих целей. Это естественно. Но обман – это не предприимчивость. Настоящий бизнес на обмане не строится.
Заработать деньги – это нормальное желание предпринимателя. Заработать любой ценой – нет. Ребёнок должен четко усвоить, что в бизнесе, как и в любой другой сфере человеческих взаимоотношений, есть мораль и этика. Если человек зациклен на деньгах – это проблема, как любая одержимость.
9. Поддержка и собственный пример
Вот минимум того, как родитель может способствовать воспитанию предпринимательского характера. Во-первых, нужно поддерживать инициативы ребёнка, даже когда взрослым они кажутся бессмысленными. Как ребёнок поверит в себя, если в него не верят собственные родители? Во-вторых, важно объяснить ребёнку, что иногда случаются неудачи и не нужно этого бояться. Можно ошибаться, делать выводы и двигаться дальше. В-третьих, нужно научить ребёнка принимать решения и брать на себя ответственность. Нужно воспитывать ценности! Контролировать, поддерживать, но не подавлять личность. В-четвёртых, очень важен личный пример. Это касается воспитания в целом. И конечно, всё нужно делать с любовью.
Полный текст статьи читайте на портале Biz360.ru.