Решение Брюсселя до конца года полностью прекратить поставки угля из России существенно изменит расстановку на европейском рынке. Существует ли в результате этого угроза дефицита угля в Европе, кто может заполнить поставками освобождающуюся нишу?
Информация портала Trade Map — проекта Центра ЮНКТАД/ВТО по международной торговле, использующего данные национальных таможенных агентств, показывает, что, прежде всего, эмбарго больно ударит по поставкам энергетического угля в Европу — 27 стран ЕС, Великобритания плюс Норвегия.
Импорт в Европу энергетического угля с учётом лигнита, используемого для электростанций, в 2021 г. составил 82,6 млн. тонн, а импорт коксующегося угля за этот же период составил 37,9 млн. тонн:
- 70% (57,4 млн. тонн) энергетического и 10% (3,7 млн. тонн) коксующегося угля поставила Россия
- 13% (10,9 млн. тонн) энергетического угля поставила Колумбия
- 9% (7,8 млн. тонн) энергетического и 33% коксующегося (12,5 млн. тонн) угля поставили США
- 3% (2,8 млн. тонн) энергетического угля поставила ЮАР
- 47% (17,8 млн. тонн) коксующегося угля поставила Австралия
- 8% (2,8 млн. тонн) коксующегося угля поставила Канада
- 2% (574 тыс. тонн) коксующегося угля поставил Мозамбик
- 5% (3, 7млн. тонн) — поставки прочих производителей энергетического угля
Какие из этой статистики напрашиваются выводы:
1. Найти быструю замену 70% импортируемого из России в Старый Свет энергетического угля европейским чиновникам вряд ли удастся, не смотря на то, что доля угольной генерация в ЕС в общей структуре выработки снизилась с 25% в 2015 г. до 15% в 2021 г.
2. Заместить российские поставки коксующегося угля Европе сделать большого труда не составит. Например, увеличив поставки из Австралии, являющейся крупнейший в мире его экспортёром с глобальной долей в 52%, которая из-за конфликта с КНР резко сократила свой экспорт в эту страну: если в 2020 году его объем составлял 32,8 млн. тонн, то в 2021 году – всего 176 тыс. тонн.
3. Что касается замещения поставок российского энергетического угля, то из-за меньшего логистического плеча на европейском рынке, скорее всего, увеличатся поставки из США, Колумбии и ЮАР.
Однако такой подход может осложниться тем обстоятельством, что этим странам до введения эмбарго угрожало серьёзное сокращение экспорта: согласно декабрьскому прогнозу 2021 года Международного энергетического агентства (МЭА), США в 2021-2024 гг. будут снижать его в среднем на 17,6% в год, Колумбия – на 2,4% в год, а ЮАР – на 4,5% в год.
В такой ситуации европейским политика остаётся уповать только на то, что появление свободной ниши на европейском рынке, возможно, позволит развернуть этот тренд.
В любом случае потери для европейцев будут неизбежными и весьма болезненными. Им придётся столкнуться в первую очередь с ростом логистических издержек, что наглядно отражают котировки угля, достигшие многолетних максимумов.
Фьючерс на энергетический уголь на бирже ICE в Лондоне уже более двух месяцев не опускается ниже уровня в $250 за тонну, для сравнения большую часть кризисного 2020 г. они находились ниже $50, а в прошлом году лишь ненамного превышали отметку в $100.
В свою очередь фьючерс на австралийский уголь на Сингапурской бирже с начала апреля 2022 года находится выше $500 за тонну. При этом не стоит забывать, что решение Японии также до конца года прекратить импорт российского угля, скорее всего, только подтолкнёт рост цен.
Российские компании надеются компенсировать потери от эмбарго поставками угля в Китай, Индию и другие страны Юго-Восточной Азии. Европейским потребителям за политические решения своих политиков придётся расплачиваться постом цен и рекордной инфляцией.