Мода на русский интерьер в начале XIX в. по традиции была перенята у Франции, в домах которой на тот момент царил ампир. Данный стиль заслуженно получил название «имперский» — и это неудивительно, ведь все его элементы представляли собой воплощение роскоши и торжественности. Звезда Наполеона буквально озолотила внутреннее убранство домов — все они пестрили яркими красками, отражающимися в блеске дорогих металлов. Французский ампир подобно пышному празднику переносил в атмосферу величия бальных залов — находясь в интерьерах, выполненных в его стиле, можно было почувствовать себя участником светского торжества, который так и норовит пуститься в вальс.
Ампир как архитектурный и интерьерный стиль основывается на римской античности, характерными элементами которой выступают монументальные арки, колонны, кариатиды. Интерьеры XIX в. довольно симметричны, целостны и отличаются монументальностью.
Отделка стен, как и подобает имперскому стилю, была выполнена в самой пестрой цветовой гамме — особое предпочтение отдавали красному, белому, синему, зеленому. Заменой обоев стали картины с античными сюжетами и экзотическими пейзажами, барельефы, которые особенно полюбились архитекторам, а также огромные зеркала в кудрявых золоченых рамах. Еще одним атрибутом, без которого сложно представить ампир XIX в., выступала лепнина — ее изготавливали из поделочных камней, а после покрывали позолотой.
Также ею были украшены и высокие потолки (чаще всего их красили в белый, ведь он отлично сочетается с позолотой). Архитекторы особо любили размещать на них карнизы, молдинги, гипсовые розетки и многие другие детали, подчеркивающие роскошь убранства. К слову, строгая симметричность пространства особо ярко ощущалась именно в центре зала — подняв голову, непременно можно было увидеть узор, дополненный великолепной подвесной люстрой.
Как правило, она была позолоченной и ее основным материалом являлся хрусталь, который как нельзя лучше отображает торжественность обстановки. В интерьере XIX века освещение играло важную роль, поэтому на него не скупились и старались сделать как можно ярче. Игра света в интерьерах имперского стиля поистине интригующая — огни отражаются во множественных зеркалах и позолоте, создавая тем самым особые блики. Пространство домов XIX века сияло в буквальном смысле этого слова.
Вполне очевидно, что роскошную отделку дополняла не менее прекрасная мебель. Полностью соответствуя имперскому стилю, она представляла собой отдельное архитектурное искусство. Материалы для ее изготовления выбирались самые дорогие — например, столешницы могли быть выполнены из цельного куска мрамора или малахита. Еще одним излюбленным материалом было красное дерево, символизирующее богатство. Конечно же, не обходилось и без позолоты. Мебель часто была украшена резьбой, стилизованной под звериные мотивы: встречались головы и лапы львов, орлиные крылья, змеи и многие другие величественные животные. Также, по античным традициям особой популярностью пользовались и существа мифические (например, грифоны, сфинксы).
Еще одним важным атрибутом декора XIX в. является изображение всевозможного оружия: щитов, стрел, сабель, ядер, пушек и многих других. Повсеместно встречается и венок, символизирующий собой величие победы, — декораторы имперского стиля любили его особенно сильно.
Несмотря на то что ампир господствовал довольно длительный исторический период, на сегодняшний день он встречается крайне редко — современные люди предпочитают ему простоту и комфорт. Тем не менее он является яркой страницей в истории архитектуры Российской империи, и, чтобы сохранить это наследие, ему посвящают многие выставки и картины. Например, особа известна экспозиция Павловского Дворца, которая посвящена жилому интерьеру XIX века. Посетив ее, можно окунуться в атмосферу царящего в те времена ампира и познакомиться с ним поближе.